Найти в Дзене

Возвращаясь к интервью Пажитнова Дудю.


Дудь – хороший интервьюер, кто бы что ни говорил. Он задал все нужные неудобные вопросы Алексею, и Пажитнов на них ответил.

Я, например, не смог – так получилось, что моё интервью с Пажитновым было вообще моим первым интервью и к тому же при личном общении Алексей очень приятный и обаятельный человек. Ты понимаешь, что ничего плохого он не делал и Вадима Герасимова с правами на «Тетрис» не обманывал, а спрашивать про это даже неудобно. И Елизавета Осетинская, кстати, не смогла.

О чем я вообще? На сайте Вадима Герасимова приведена альтернативная версия получения прав на игру «Тетрис». Суть такова: Вадим Герасимов портировал игру на IBM PC платформу, игра разошлась по всему Союзу, а потом и миру и стала популярной.

Пажитнов эмигрировал в США, начал приводить историю с правами на Тетрис в порядок и попросил Вадима подписать бумагу, в которой он отказывается от всех прав на игру. Поэтому Вадим никаких денег за «Тетрис» не получил.

Эта детективная история нравится некоторым игровым журналистам, и они хотели бы сорвать покровы с жестокого капиталиста Пажитнова.

Реальность в изложении Пажитнова, как всегда обычно и бывает в таких историях, не такая увлекательная, а довольно банальна.

Вначале кратко контекст: Nintendo использовала историю с правами на «Тетрис» в качестве кейса в суде для расправы со своим главным на тот момент конкурентом – Atari. А значит история с правами на «Тетрис» должна быть прозрачной и ясной американскому суду. Поэтому Алексей Пажитнов написал документ, описывающий появление «Тетриса» и попросил Герасимова этот документ подписать. Какое-то время до этого в советской газете вышла статья про советского программиста-вундеркинда и изобретателя «Тетриса» Вадима Герасимова. Алексей Пажитнов написал опровержение в газету, потому что «Тетрис» придумал именно он, и Герасимов никогда на идею не претендовал, и попросил Вадима подписать и этот документ. Версии для ПК, публиковавшиеся без указания Герасимова в титрах, делали вообще пираты, Пажитнов не имел к ним никакого отношения.

Итого, факт № 1: Вадим Герасимов портировал на новую платформу уже существовавшую игру. Факт №2: Вадим Герасимов делал это в качестве задания на производственной практике. Факт № 3: Алексей Пажитнов не получал денег за «Тетрис» для ПК и других платформ до 1996 года – это было невозможно по многим причинам.

Таким образом конфликт, если он есть, сводится к вкладу Вадима в геймдизайн самой игры в результате портирования на ПК. Кажется, именно на это Герасимов никогда и не претендовал.

А что, если бы «Тетрис» был изобретён прямо сейчас, а Вадим Герасимов портировал бы его на Nintendo Switch – получал бы он роялти? «Получают ли роялти игровые аутсорсеры за портирование известного IP на новые платформы?» – спрошу я вас. По-разному бывает, как договорятся. Иногда получают, но это не всегда лучше, чем просто фиксированная сумма за порт.

Должен ли был Вадим Герасимов получить какие-то деньги за порт «Тетриса» на ПК от Алексея Пажитнова? Никаких юридических и формальных оснований для этого нет, по-моему. Могли бы Хэнк Роджерс и Алексей Пажитнов отблагодарить Вадима деньгами за его вклад в популярность «Тетриса»? Наверное, могли бы, но это их личное дело. И неожиданно давать деньги взрослому вполне состоявшемуся человеку не всегда удобно.
2 минуты