Найти тему

☦️ 14 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне


📖 “Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин 4:23, РСП).

🖋 Это пожалуй самое таинственное и самое важное богословское место в сегодняшнем чтении Недели о самаряныне. Таинственное, потому что все, что сказано в Библии о Боге Самом в Себе глубоко и непостижимо для немощного человеческого разума. Тем не менее, то, что людям необходимо знать о Боге, в Библии изложено достаточно определенно.

Вот и в беседе Христа с самарянкой, несмотря на ее краткость, содержится самый главный догмат христианской веры - о Боге Едином во Святой Троице. Хотя на первый взгляд, речь здесь о другом: как видно из текста, предметом для рассуждений послужил вопрос практический: где должно совершать богослужение?

Тринитарный дискурс ответа Иисуса самарянке становится понятен, если читать этот текст в широком контексте - в контексте всего евангелия от Иоанна. Намек на это сделали древние отцы-литургисты, составлявшие годовой круг церковных евангельских чтений - зачал.

Так, в субботу перед неделей о самарянке положено читать отрывок, в котором Христос говорит иудеям: “Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:32). Иудеи призыв к освобождению понимают чисто в политическом смысле: "Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?" (Ин 8:33). Тогда Иисус разъясняет им, что есть истинная свобода: "Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин 8:34). И далее об условии получения свободы: "Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин 8:36).

Начиная с утверждения "Истина сделает вас свободными"., Иисус заканчивает словами: "Сын освободит вас". Эти два утверждения соединяются в одно высказывание в прощальной беседе Христа с учениками: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан.14:6). А значит, Иисус и есть Истина, и всякий познающий истину с неизбежностью приходит к отождествлению Истины и Личности Иисуса.

Но и это еще не все. Иоанн больше других евангелистов употребляет слово "истина" в своих писаниях. Чаще всего, как синоним слова "правда". Но в одном из отрывков, Иисус, говоря о диаволе, называет истиной Самого Бога Отца: "[Сатана] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины" (Иоан.8:44).

То, что под словами "не устоял" следует понимать не моральный аспект, а онтологический, видно из другого писания Иоанна. В одном из мест Апокалипсиса, где говорится о битве светлых ангелов с темными, о судьбе диавола и ангелов его сказано: "Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе" (Откр.12:8).

Небо в Библии - духовная реальность, жилище Самого Бога. Быть низринутым с Неба, значит лишиться общения с Творцом. Следовательно, слова Христа "не устоял в истине", следует понимать, как "не устоял в Боге".

Говоря о том, что Богу должно поклоняться в духе и истине, Иисус приоткрывал самарянке учение о Святой Троице: невозможно истинное служение Богу, если оно совершается не в Духе Святом и не по вере в Единородного Сына Божия, Который есть Ипостасная Истина.
☦️ 14 мая.
2 минуты