Найти тему

Легко ли быть молодым?


О человеке можно многое сказать лишь по выражению лица — как он смотрит на мир, как реагирует на разные события, как воспринимает искусство. По сути, именно мимика рассказывает окружающим, кто мы есть на самом деле.

Создатели кино часто акцентируют внимание зрителей именно на выражении лиц героев: такой прием использовал и великий режиссер Герц Франк — лауреат мировых кинофестивалей, снявший в 1978 году шедевр документального кино «Старше на 10 минут». Короткий метр был снят с помощью скрытой камеры, одним планом и без единой склейки: все десять минут мы наблюдаем за лицом трехлетнего малыша, который смотрит невидимый нам кукольный спектакль. За небольшой отрезок времени в глазах мальчика страх и ужас сменяются любопытством, затем тревогой, радостью и долгожданным вздохом облегчения.

«Оператор Юрис Подниекс после съемки выглядел так, будто отработал смену в шахте, а кажется, что фильм снят легко, одним движением камеры» — вспоминал Герц Франк. «Старше на 10 минут» стал триумфом операторской работы Юриса Подниекса — латвийского оператора, который долгое время сотрудничал с Франком, а впоследствии прославился как режиссер культового фильма «Легко ли быть молодым?» (1986), где он вновь обратился к теме взросления. В своей работе Подниекс рассказывал о проблемах советской молодежи времен Перестройки. Документальный фильм имел оглушительный успех, получил множество наград и был закуплен телекомпаниями десятков стран мира, а выражение «Легко ли быть молодым?» стало крылатым.

В обоих произведениях эмоции детей и молодых людей — это лакмусовая бумажка, ставшая индикатором времени, а их непосредственные реакции — это зеркало, в котором отражается целый мир. А вы с возрастом стали скрывать свои эмоции, или они по-прежнему выдают все то, что у вас на душе?
1 минута
820 читали