4831 подписчик
Читая комментарии к посту про Хизер Армстронг, я думала о том, что, на самом деле, базовый уровень знаний о ментальном здоровье до сих пор очень низкий. Например, многие считают, что любое расстройство исцеляет работа (и побольше). Или что депрессия является придуманной болезнью лентяев и слабаков.
Можно было бы долго рассуждать о классификации различных ментальных расстройств с точки зрения медицины, но сегодня 24 число, Всемирный день шизофрении. И когда я последний раз упоминала в постах шизофрению, был тот же формат комментариев: «А работать они не пробовали?», «Это не диагноз, все себе придумывают болезни» и так далее.
В общем, к детско-родительской теме и к теме заблуждений, тянущихся из поколения в поколение. Сравнительно недавно на русском языке вышла книга «Что не так с Гэлвинами» Роберта Колкера. Это история семьи, которая вошла в историю науки тем, что в числе 12 детей, которые родились у Мими и Дона Гэлвинов, шестеро получили диагноз шизофрения. Книга Колкера основана на интервью с членами семьи, специалистами, которые их наблюдали. Отзывы о ней были от восторженных до весьма снисходительных («психиатрическая драма на сострадание» — так писали в одной из рецензий).
Авторская позиция относительно семьи Гэлвин, действительно, иногда вызывает вопросы, но что блестяще удалось автору. Повествование идет спирально и состоит как будто бы из двух неразделимых частей. Глава – о семье, глава – о том, как ученые пытались найти причины шизофрении, понять природу болезни и найти от нее лекарство. Кстати, поразительно, что эти лакуны до сих пор на своих местах. Например, согласно последнему опросу компании «Гедеон-Рихтер» семьи, в которых есть люди с диагнозом шизофрения, говорят, что меньше всего информации о природе заболевания и технике принятия диагноза близкого человека. Именно на эти вопросы большинство ухаживающих за пациентами не могут найти ответы – 58% и 47% соответственно.
Еще в Гэлвинах очень много посвящено просветительской истории — развенчанию множественных заблуждений. Например, о том, что шизофрения возникает под воздействием факторов внешней среды или под воздействием воспитания «шизофреногенных матерей».
Хотя последняя теория за десятилетия не была подкреплена ни одним исследованием или статистическим фактом, ее до сих пор используют в психологических практиках и в описании причин шизофрении. То есть десятилетия науки – и все зря. Постов о шизофреногенных матерях (или шизогенных) полно в Дзене – и все с восторженными комментариями формата «Все так, вот так они и доводят детей до шизы». Причем обычно относительно подобных матерей используют описания – городская жительница, карьеристка, начальница и так далее. То есть с точки зрения семантического ядра используются последовательно те архетипы, которые являются максимально раздражающими для широкой аудитории. А дальше следуют практики лечения шизофрении без препаратов, преподносимые как на 100% заменяющие медикаментозную терапию, хотя один из залогов стабильности, как показывает опыт моих близких, к счастью и сожалению, до сих пор лишь качественная медикаментозная терапия.
Семья Гэлвинов, кстати, основала фонд – на сайте тоже можно почитать истории членов семьи, посмотреть фотографии.
А я приведу еще фрагмент нашего недавнего интервью – у героини случился достаточно ранний дебют болезни. Она живет с диагнозом уже несколько лет и ведет просветительский блог о шизофрении. И вот что она говорит: «Я стала вести канал на YouTube и рассказывать о себе и о своей болезни. В 90% случаев мне пишут поддерживающие комментарии. Но есть и «причиняющие добро». Это люди, которые уверены, что все мои проблемы из-за того, что я не впахиваю на работе 24/7 или не занимаюсь спортом. Это самое неуместное и глупое, что можно сказать человеку с психической болезнью».
3 минуты
24 мая 2023
443 читали