361 подписчик
Как надуть экспертов при отсутствии реальных объективных критериев оценки
Плацебо, как известно, зиждется исключительно на субъективных ощущениях. Однако обмануть эти самые ощущения невероятно легко, то есть «сработать» может что угодно, хоть мел в желатине, если его правильно подать.
Прекрасная иллюстрация - различные винные конкурсы. Один из них - Gilbert et Gaillard, который раз в три месяца обвешивает медалями бутылки с вином, что, соответственно, позитивно сказывается на объеме их продаж.
Группа хулиганов под управлением известного бельгийского сомелье решила продемонстрировать необъективность подобного подхода и лёгкость подтасовки результатов. Для чего специально выбрала самый мерзкий на вкус шмурдяк из ценовой категории «3 евро и дешевле», который обошёлся шутникам в 2,5 евро за бутылку. Затем этикетку переклеили, замаскировав «бурдо» под выдуманную марку «Le Château Colombier», указав, что производят его из неких чрезвычайно редких сортов винограда, произрастающего в Валлонии только в августе, поместив на этикетку также изображение «симпатичного голубя».
Участие в конкурсе платное, 50 евро. По условиям необходимо предоставить образец, а также данные лабораторных исследований по содержанию этанола и сахара. Поскольку организаторы зажимают деньгу на перепроверку результатов, были высокие шансы не спалиться, но сомелье и его команда решили подстраховаться и послать на анализ пробы реального и качественного вина. Подмену и тут не заметили, что характерно.
При этом глава банды проверяльщиков по предварительному сговору начал нахваливать 2,5-евровый шмурдяк как некий элитный продукт, предназначенный исключительно для сомелье, а также истинных знатоков и ценителей вина. Итог закономерен: дешёвое пойло получило золотую медаль, его охарактеризовали как «нервное» (это хорошая характеристика, если что, мол, присутствует приятная кислинка, вино как бы трепещет во рту), «учтивое» (тоже хорошая характеристика). Вкус описали как «интересный, богатый, с чистыми молодыми ароматами, которые обещают приятную сложность».
Победителю всего за 60 евро предложили купить 1000 золотых наклеек для размещения на этикетках. Позже шутники объявили, что шалость удалась, а потребителям посоветовали не гнаться за медальками на этикетках, под ними может оказаться что угодно. Например, специально отобранный самый гадкий на вкус шмурдяк из супермаркета.
Уточнения. Банда хулиганов - сотрудники потребительской программы на бельгийском ТВ (RTBF (Radio-Télévision Belge de la Communauté Française). Они сначала провели на станции собственную дегустацию, чтобы из вин дешевле 3 евро выбрать общим голосованием «awful piquette», то есть действительно самое ужасное на вкус вино. Приобретали образцы в сети супермаркетов Delhaize. Дополнительные расходы - 20 евро на химический анализ вина.
2 минуты
24 мая 2023