18 тыс подписчиков
[History]
Судьба ЭБр типа "Бородино" и их гибель в Цусимском бою породили много слухов и мнений. Одно из которых связано с низкой остойчивостью этих кораблей, при этом причиной называют перегрузку, как строительную, так и боевыми припасам и углем. Не будем рассуждать насколько это было обосновано, но обратим внимание на наличие излишней поворачиваемости броненосцев, которая выявилась на испытаниях.
Так осенью 1903 года эск.броненосец «Император Александр III» впервые под командой капитана 1 ранга Бухвостова вышел с комиссией на пробу машин в море,
23 сентября 1903 года, около 10.30 часов кап.1 ранга Бухвостов обратился к вахтенному офицеру Э.Э.Овандеру: «В 10.45 дайте команде обедать в 11 часов, когда подойдем к траверзу маяка Толбухина, повернем обратно в море, и тогда можно будет дать завтракать комиссии и офицерам, при повороте попробуем положить РУЛЬ НА БОРТ».
Однако Овандер ответил, что броненосец слишком валок, почти без грузов и на нем ни разу не клали руля более 10°, имея 8-10 узлов хода, а потому во избежание несчастья, хотя и штиль, но, имея ход 12-14узлов, лучше начать класть руль хотя бы с 15°, затем при следующем повороте положить 20° и так постепенно дойти до «НА БОРТ».
«А что он валок, я сейчас Вам покажу», - и Овандер приказал положить 5° право руля; броненосец сразу накренился, после чего сейчас же отвел руль и стал приводить на курс. Это убедило кап.1 ранга Бухвостова, что надо быть осторожным, и он согласился начать с 15°. Но на этом история только началась!
В 10-45 команде дали обедать, а в 11 часов Э.Овандер положил право руля на 15°, броненосец сразу стал падать, и он тут же приказал отвести руль. Видя, что это не помогает и броненосец продолжает валиться, он поставил руль прямо, но и это не помогло, корабль продолжал падать, стало невозможным стоять. Тогда ст.штурм.офицер лейт. Тимирев стал за штурвал и начал перекладывать руль влево. Когда он дошел до «лево на борт», броненосец остановился крениться, но не вставал, а продолжал лежать!
В это время в рубку вошел ст.арт.офицер лейт. Владимирский, заметив, "как странно, что броненосец не встает, а "лежит", продолжая катиться влево». «Да, попробуем поднять и остановить катиться машинами», - ответил вахтенный офицер и обратился к командиру с просьбой дать правой машине полный назад. Командир разрешил, и лейт. Владимирский перевел ручку правого машинного телеграфа «назад». Последнее подняло броненосец!
Все это произошло так быстро, что трудно было представить. Все, находившиеся момент на мостике, как-то оцепенели, впечатление было действительно тяжелое, а положение критическое. "Казалось будто неведомая сила где-то взяла наверху между мачтами, наклонила броненосец на левую сторону и поворачивала его вокруг этой точки".
В кочегарках вылетел уголь из топок, открытыми полупортиками 75-мм орудий черпнули воду, обедавшая команда полетела со скамеек, баки с супом упали со столов, команда бросилась наверх. В кают-компании был накрыт завтрак на 40 человек: вся сервировка оказалась на палубе, поехал сам стол даже, стулья, пианино, все это представляло груду у борта. После этого случая было решено больше 5° руля на борт не класть.
Дело в том, что для поворотливости у кораблей этого типа была сделана выемка в подводной части под кормовой 12-дм башней длиною около 82 футов и при наибольшей высоте около 8 футов. Подводная часть корабля между выемкой и рулем, пока руль прямо, не играет никакой роли. Но как только руль выведен из ДП, то эта часть представляет собой "руль огромной площади", так как вода в вырезе не встречает сопротивления, а тут, наоборот, огромное сопротивление, что и увеличивает поворотливость. Это хорошо для плавания в узкостях, но броненосцы не ходят в таких местах и это было излишне.
После этого случая выемку заделали - был сделан цельный киль, выемка заполнена железными полосами, кроме того, обрезали боковые кили. Было решено ограничить руль на борт только 15° вместо 33° во всех случаях, но старались больше 5° руля на борт не класть.
А вас не удивило бездействие командира и то, что ходовая рубка - проходной двор?
3 минуты
24 мая 2023
989 читали