15,6 тыс подписчиков
Многие замечали на воздухозаборниках двигателей вертолётов какие-то круглые «пробки». Правильное их название — пылезащитные устройства, ПЗУ. Взглянем на ПЗУ в разрезе, а зачем пронумерованы лопасти — в конце поста. Обычно у летательных аппаратов воздушных фильтров на двигателях нет, так как они работают вдали от земли в чистом высотном воздухе, но вертолёты куда только ни влезают, порой купаясь в пыльном вихре, пылинки которого как наждаком глодают лопатки. Поэтому на вертолёты, работающие на «юга́х», часто ставятся ПЗУ.
На фото 2 — снятый воздухозаборник с ПЗУ. Фото 3 — взгляд внутрь, в так называемый канал А между обтекателем и внешней обечайкой. Воздух, входя в этот канал, приобретает скорость в сторону оси ПЗУ, а когда поворачивает, чтобы двигаться вдоль оси — пыль центробежными силами прижимается к оси. Это первая ступень очистки, но ещё надо куда-то девать пыль, «прижатую» к оси ПЗУ...
Фото 4 и 5 — снятое с воздухозаборника ПЗУ. Видны кольца сепаратора. Воздух, чтобы попасть в воздухозаборник, резко поворачивает и проходит через них — это вторая ступень очистки. Загрязнённый продолжает двигаться вдоль оси в сторону двигателя. На фото 5 справа, где кончаются кольца, виден патрубок — это часть эжектора.
К нему подаётся воздух от компрессора, воздух «дует» и увлекает за собой загрязнённый воздух, который проходит через центр обтекателя и выбрасывается сбоку через патрубок — он на фото 6. ПЗУ работают не всё время, а только при включённом отборе воздуха от компрессора, поскольку это снижает мощность двигателей, а её у земли в жарких пыльных местах и так вечно не хватает...
А по лопастям тут прекрасно видно работу вертикальных шарниров несущего винта. Вертикальные шарниры и демпферы показаны в в третьей «Вертолётной зарисовке». А здесь хорошо видно, что наступающие лопасти 2 и 3 (движущиеся в данный момент навстречу набегающему потоку) «собрались в кучу» — угол между ними довольно мал, а отступающие 4 и 5 разъехались — между ними чуть ли не 90°.
Это происходит в горизонтальном полёте из-за «сдувания» лопастей скоростным напором. За счёт этой свободы лопастей в плоскости вращения, ограниченной упорами и гидродемпферами (гасителями колебаний), предотвращаются опасные колебания. А в «Вертолётных зарисовках» завтра, 27.05.2023, выходит 11-е видео — про вертолёт Ка-26 соосной схемы.
1 минута
26 мая 2023
939 читали