3628 подписчиков
Автаркия подразделений
[В копилку полезных определений и терминов. Сегодня термин посложнее, про организацию]
Вообще термин "автаркия" (ударение может ставиться и на вторую А и на И, но мне привычнее на И) используется в разных сферах - в экономике, в психологии и других в значении замкнутости, самодостаточности, независимости от внешней среды и/или других объектов.
Когда же говорят про автаркию отделов/подразделений (это кстати одна из серьёзных организационных патологий), то для её описания лучше всего подойдёт метафора лебедя, рака и щуки.
То есть каждый отдел/подразделение настолько сосредоточен на своих целях/задачах и своих проблемах, что теряет связь не только с другими отделами (и, само собой, игнорирует их цели/задачи), но и игнорирует цели организации в целом. То есть каждый отдел живёт своей жизнью, замыкаясь исключительно на себе. Этакая "организация в организации".
Мало того, что при этом страдает коммуникация с другими подразделениями (ещё бы она не страдала - работа других подразделений обесценивается, а контакт сводится к минимуму), так часто начинается ещё и откровенное сокрытие информации, удержание ресурсов, которые нужны для работы других отделов (а то и воровство этих ресурсов друг у друга внутри организации), затягивание сроков решения задач, спихивание друг на друга ответственности за недостижение результата и т.п. В крайних случаях это может и вовсе холодная война отделов между собой.
Причины возникновения автаркии подразделений разные: от банальной географической распределённости и редкого контакта, когда отделы привыкают работать как бы в вакууме и постепенно становятся настолько автономными, что теряют общие цели, до неграмотного введения руководством искусственной конкуренции или не решённых вовремя личных конфликтов между начальниками отделов, которые перетекают в борьбу отделов. Кстати говоря, и естественные конфликты (продажи - снабжение, маркетинг - производство), который есть везде и всегда, могут перерасти в автаркию, если их системно не решать.
Лечение тоже разное: от настойчивого донесения общих целей, смены показателей эффективности отделов (например, увязывание их друг с другом или введение показателя удовлетворённости от других отделов) или создания смешанных проектных команд из сотрудников разных отделов, до смены руководителей подразделений.
Но, как с любой патологией, гораздо проще и дешевле её предотвратить, чем лечить.
Расскажите, встречались с описанными явлениями? Какие отделы, по вашему опыту, чаще замыкаются в себе и инициируют войны с другими?
[Картинка из интернета]
2 минуты
11 мая 2023
116 читали