1760 подписчиков
Вспомнил о сентябрьской заметке.
Кончина Елизаветы II - событие далеко не философское, моментально на ум приходят разве что воспоминания о политической теологии и "Двух телах короля" Эрнста Канторовича. Однако, всматриваясь в себя, я нахожу отклик за границами этих ассоциаций с книгами, с флёром эпохи и существующей где-то на туманном Альбионе монархии.
Так сложилось, что в школе со второго класса и на протяжении десятилетия мое изучение английского было больше, чем простым изучением языка. С годами разнообразие предметов, построенных вокруг английского языка, расширялось, пополняясь размежеванными уроками по грамматике и говорению, занятиями с аудированием на старом английском времён Марло и Шекспира и на современном, преподаванием истории английской культуры, предметом по изучению английской и американской литературы и живописи, топиками про королевскую семью, историю Соединённого королевства, про Лондиниум, Лондон, Уэльс, Ирландию и Шотландию, про Плантагенетов и Стюартов, про устройство парламента с палатами Лордов и Общин, про современные партии. Рядом с уютными воспоминаниями от школьных постановок пьес Шекспира расположились не менее теплые воспоминания от знакомства с Китсом, Оскаром Уайлдом, Йейтсом, Дансени, от бесед с одноклассниками, выбиравшимися на долгое время классом на эти будто родные острова. И к какому-то моменту настойчиво сопровождавшая меня эфемерная близость Англии на мгновения приобретала яркость и далеко не призрачную полноту, опережая знакомство с родной культурой, пробираясь в сны и увлечения.
Соизмеримое приближение к отечественному культурному наследию произошло где-то в старших классах, в период подготовок к олимпиадам, смены преподавателя литературы и вступления в клуб школьников при университете, где между парами по риторике и хореографии можно было поболтать о необычных словах, что задали посмотреть в толковом словаре, и предстоящем петровском бале, проводимом в стенах клуба, с каким-нибудь человеком, способным оказаться потомком князя (например, Одоевского; помнится, после этого я впервые в книжном остановился у полки, где взял полистать "Русские ночи" Владимира Одоевского).
Весть о кончине Елизаветы II встретила отклик в моем сердце, без того источенного утратами близких и всё же, вероятно, как минимум отчасти воспитанном и истонченном для восприятия новости из биографии современника, так ни разу и не встреченного вживую, нанеся еще один штрих уже в настоящем на редко открываемые страницы биографии. Как сейчас помню строки из топика о ее коронации, когда в воображении возникали фигуры, произносившие: "Her Most Excellent Majesty Elizabeth the Second by the Grace of God, of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and of Her other Realms and Territories Queen, Head of the Commonwealth, Defender of the Faith".
Иногда так любопытно всматриваться в свои ощущения, наблюдая, как они откликаются друг другу.
2 минуты
10 мая 2023