12,1 тыс подписчиков
С Днём Победы, люди! Люди любой национальности, гражданства, языка, вероисповедания.
Я в этот день вспоминаю своих дедушек-ветеранов, одесситов - Петра Марковича Рабинера, участника битвы под Москвой, и Давида Исааковича Шафермана, сражавшегося под Сталинградом и на Курской дуге. Не могу сдержать слёз, когда нахожусь дома у папы и держу в руках черно-белую фотокарточку с письмом на обороте, которую дед Петя прислал бабушке Мусе с фронта в Бугуруслан, где она была в эвакуации.
Пытаюсь представить себе, что он почувствовал, когда, пройдя всю войну, вернулся в родную Одессу и узнал, что его родителей и двух сестер, оставшихся в городе, больше нет в живых. Как он нашел в себе силы жить дальше и стать отличным, уважаемым преподавателем юридических дисциплин в одном из ведущих одесских вузов. А главное - добрым и любимым окружающими человеком. Как и дед Додя, превратившийся в первоклассного аудитора. А я почему-то помню осколок, который навсегда остался у него в голове...
А как они оба любили футбол! От них все для меня и пошло. Дед Петя, ещё когда жил в Одессе (а я приезжал к ним с бабушкой каждое лето в спортлагерь "Дружба"), присылал мне каждую вырезку из "Вечерней Одессы" со статьями о матчах "Черноморца".
Дед Додя на съемной даче в подмосковной Валентиновке так зарубался в извечных спартаковско-динамовских спорах с поклонником бело-голубых, хозяином дачи Игорем Александровичем, что клочки летели по закоулочкам. При этом оба были безупречно интеллигентны.
Деда Доди не стало в начале мая 1995 года, за пять дней до 50-летия Победы. И за три недели до его 90-летия. Он посмотрел четвертьфинал чемпионата мира Россия - Чехия, очень расстроился сухому поражению нашей сборной 0:2. У него заболело сердце, он лег на кровать и через несколько минут умер. И было так жалко, что совсем чуть-чуть не дожил до двух таких праздников...
В прошлом году я, поехав в Узбекистан, волею судьбы оказался в Ферганской долине, где в эвакуации были моя бабушка Миля и ее маленький сын, мой родной дядя и будущий поэт-песенник Игорь Шаферан, написавший в том числе пронзительную "Мой милый, если б не было войны". Он, 1932 года рождения, не успел поучаствовать в войне, но успел ее почувствовать.
Я вспоминаю этих прекрасных людей и отлично помню, как они 9 Мая, садясь за стол, первым делом поизносили тосты за мирное небо над головой. Они знали, ЧТО это такое.
Я был с дедами на встречах ветеранов - и не помню, чтобы они когда-нибудь смаковали подробности тех сражений. Потому что они прошли их по-настоящему. И знали цену пролитой крови.
Я не имею на никакого права спекулировать их именами и заявлять, как бы они сейчас к чему отнеслись. Они уже никогда этого не смогут сказать. А говорю только одно - они умели ценить мир. Они любили и родную Одессу, и Москву, в которую переехали вслед за детьми, и в том числе чтобы чаще видеть меня.
Мне страшно повезло, что у меня, во-первых, был полный комплект дедушек и бабушек, а во-вторых, что первого из них не стало, когда мне было уже 22, а второго - 32. Я их прекрасно помню и впитал всю их любовь. Любовь людей, которые, подобно их сверстникам, как никто знали, что такое жизнь и мир. И как легко их разрушить.
Нынешним бы - то их знание.
Светлая память моим дедушкам и всем, благодаря кому мы сейчас есть. Всем, кто погиб и кто выжил.
С Днём Победы, люди! И давайте, вспоминая наших героических предков, сами всегда и во всем оставаться людьми.
2 минуты
9 мая 2023
602 читали