46,7 тыс подписчиков
Они сражались за Родину.
Я принадлежу тому поколению, кто выросли без дедов. Оба моих деда погибли на фронте.
Ястребов Семен Романович был призван в 1941 году, а в 1942 году семья получила извещение о том, что он пропал без вести. У него осталось 9 детей, старший сын Петр тоже пошел на фронт (хоть и без одной руки, но он вернулся с войны), а младшему тогда шел первый год. Лишь после войны моей бабушке Анастасии Петровне назначили пенсию по потере кормильца. Семья жила очень тяжело, и это пособие было жизненно необходимо.
Но судьба деда оставалась неизвестной.
Мои тетушки, дочери Семена Романовича мечтали о том, чтобы увидеть своего отца хоть на фотокарточке, потому что к началу войны были малолетними и уже не помнили, как он выглядит. До войны фотографий не делали, семья жила в деревне, весьма небогато, и до фотоателье, видимо, дело не доходило.
Только после рассекречивания и публикации материалов Минобороны (напомню это было сделано по решению Путина) я обнаружила, что в 1942 году во время Керченской операции он попал в плен и был этапирован в один из самых смертоносных концлагерей Ламсдорф в Верхней Силезии. Из 140 тыс. советских военнослужащих только на лагерном кладбище захоронено 80 тыс. А сколько еще осталось в шахтах и металлургических заводах, куда гоняли на работы военнопленных.
Удивительно, но в карточке военнопленного сохранилась фотография деда. Он смотрит на нас оттуда из 1942 года напряженным взглядом. На ней же сохранилась и дата смерти — март 1943 года.
Все его дети выросли, стали образованными и уважаемыми людьми. У него много внуков, правнуков и праправнуков.
Второй мой дед Стенин Петр Михайлович был призван только в 1943 году. На довоенной фотокарточке он в форме Гослесохраны. У кого-то в семье хранится отреставрированный снимок. Но этотбыл вклеен в альбом и повредился.
Погиб во время Старорусской наступательной операции, о которой в учебниках практически не писали, потому что это была бездарная, плохо подготовленная кампания, во время которой полегло немало наших солдат. Как рассказывал его однополчанин, который вернулся с фронта, они тащили тяжелое артиллерийское орудие сквозь болота, когда их накрыло вражеским огнем.
Похоронку семья получила только летом. Когда пришел почтальон, бабушка была на сенокосе, и моя тетя Галя, его старшая дочь, схватив извещение о смерти, побежала к матери, бежала не останавливаясь несколько километров.
На момент смерти одному моему дедушке было 41 год, второму 40 лет. Надо же, мы, их внуки, уже старше.
9 мая - это день их памяти. С Днем Победы!
2 минуты
9 мая 2023
739 читали