72 подписчика
С уважением отношусь к демографу Алексею Ракше, который в 2020 году был уволен из Росстата за то, что усомнился в официальной статистике Роспотребнадзора по заболеваемости и смертности в России во время пандемии коронавируса. Он имеет все основания быть против власти и из-за этого высказываться о состоянии дел в России в негативном ключе. Однако, он предпочитает быть объективным.
Главный вывод из интервью – СВО не повлияла заметно на рождаемость и вообще на демографическую ситуацию в России. Об этом я уже писал ранее, показывая половозрастную пирамиду, на которой видны гораздо более глобальные и масштабные тенденции, уже приведшие к потере, по моей оценке, не менее чем 10 миллионов трудоспособного населения. А провал этот берет начало с Великой отечественной войны, а возможно, и с революций 1917 года.
Уехало из-за СВО скорее всего порядка 650 тысяч человек, еще около пол миллиона ушли на поля сражений. Беженцы на старую территорию РФ из, скажем так, украинских земель порядка 600-700 тысяч человек. Это другие люди по квалификации и прочему, но это выровняло демографическую ситуацию. И кстати, сдается мне, что экономике России (да и не только российской, в развитых странах та же история) украинские беженцы сейчас гораздо нужнее российских беглецов.
Ракша ждет падения рождаемости из-за осенней мобилизации в районе 5%, однако, сам отмечает, что во Вторую мировую в США и Великобритании был даже рост рождаемости. Об этом эффекте я тоже писал.
Как не пытался вывести Алексея на более негативные оценки ведущий Михаил Светов, ничего у него не получилось. Как он сказал, влияние СВО на демографию пока можно рассмотреть только под микроскопом. И думаю, примерно таким же несущественным будет влияние мобилизации и связанного с ней отъезда и на экономику.
1 минута
8 мая 2023