Найти в Дзене
12,5 тыс подписчиков

Русь – одно из названий славянских племен.

По мнение доктора исторических наук А.Л. Монгайта, Русь – одно из названий славянских племен, об этом он написал в работе «К вопросу о трех центрах русов» arheologija.ru/...usi
  «С начала XVII в. происхождении имени русь является предметом дискуссии в западноевропейской и русской литературе, и до сих пор острота споров не притупилась. Выше я указал, что русь, по мнению большинства современных русских историков, не норманны, а одно из названий славянских племен. Как нельзя лучше это подтверждает постоянная путаница в вопросе о русах и славянах, наблюдающаяся у восточных авторов. Анализируя известия о русах и славянах у арабских географов, В. Минорский наметил четыре традиции.[ref]Enzyklopaedie des Islam, т. Ill, «Rus», Leiden, 1936. В новейшей литературе подробное сопоставление мусульманских известий о славянах и русах и исследование их принадлежит Б. Н. Заходеру (Еще одно раннее мусульманское известие о славянах и русах IX—X вв. Изв. Всес. географ, об-ва, т. XXV. вып. 6, стр. 25—43, 1943).[/ref]
Первая, представляющая старейший источник, содержится в труде Ибн-Хордадбеха (средина IX в.), который смешивает русов со славянами. Русские купцы, принадлежащие к племени славян, торгуют в землях от Испании до Китая, для них не указывается никакого определенного района; что же касается славян, то им отводится весьма растяжимая территория, идущая далеко на Запад.
Вторая традиция восходит к общему источнику Ибн-Роста, Гардизи и Худуд Ал-Алам, и различает русов и славян.[ref]По мнению Вестберга и Маркварта, таким источником был труд Джейхани. F. Wеstbегg. Beitrage zur Klarung Orientalischer Quellen iiber Osteuropa. Изв. АН, 5-я серия, т. XI, стр. 1—212. J. Marquarti, Ostepropaische und Ortasiatische Strelfzuge, стр. 25—160, 1903. По мнению Смирнова и Бартольда, Ибн-Роста заимствовал сведения из погибшего труда Ибн-Хордадбеха (П. Смирнов. Вользкий шлях i стародавы Руси, стр. 106—110. Бартольд, введение к Худуд Ал-Алам, стр. 8).[/ref] Славяне в этой традиции занимают территорию, более ограниченною, чем по Ибн-Хурдадбеху, но все же обычай и одежда славян, как и имена их правителей, названия городов оставляют так много сомнений, что при попытках установить местопребывание славян, упоминаемых у авторов этой традиции, комментаторы помещают их на громадной территории от Дуная до Оки, где в самом деле проживали славяне. Многие склонны видеть в них западных или южных славян. Русы же занимают остров в три дня пути в длину и в ширину. Их князь носит титул хакан-рус. Они имеют много городов (Ху¬дуд Ал-Алам), но не имеют ни деревень, ни пашен (Ибн-Роста).
Третья традиция восходит к общему источнику Истахри (Аль-Балхи), Ибн-Хаукаля и др. Сообщает мало сведений о славянах. Помещает русов между булгарами и славянами и дает описание трех племен и трех центров русов.
Четвертая традиция встречена в труде Масуди (середина X в.), который считает русов прибрежными жителями Черного моря и даже самое море называет морем русов.
Таким образом мы имеем четыре точки зрения, зависящие как от времени, так и от избранного пункта наблюдения. Но как авторы, различающие славян и русов, так и авторы, не могущие их различить, ясно указывают, что те и другие близки между собой и иногда сходны в обычаях, внешности и т. д. Арабские путешественники бывали в землях хазар и булгар и знали эти народы; все же народы, жившие на запад от хазар и булгар, сливались в общем понятии славян и русов, которых путают, даже пытаясь различить. Если отбросить поиски разных народов, скрывающихся под названиями русь и славяне (норманны, финны, западные славяне, хорваты ит. д.), а считать, что речь идет о различных племенах славян, то многие запутанные положения значительно упростятся. Арабские источники знают славян и русов в VIII—X вв., когда еще существовали племенные союзы славян, а в некоторых случаях (у вятичей) они еще были очень сильны. В этот период различие в нравах, обычаях, внешнем облике славянских племен было так велико, что легко было различные племена отнести к различным народам. Археология ясно показывает резкую разницу в это время
3 минуты
112 читали