2 подписчика
«Учебной целью клубов юных моряков является в основном подготовка кандидатов в средние и высшие учебные заведения морского и речного флота» -
отмечает в своей программной статье в газете «Водный транспорт» председатель Всесоюзного совета клубов юных моряков Л. Матарадзе («Водный транспорт» №141 от 26 ноября 1966 г.).
При этом значительное внимание в учебной деятельности КЮМ по мнению автора уделяется и вопросам воспитания («шлифовке характера») юных моряков, а также социальной работе с «трудновоспитуемыми» подростками.
В статье описывается ряд проблем из жизни детского морского и речного движения в СССР (клубов юных моряков, детских речных пароходств, пионерских флотилий и т.п.) в 60-е годы XX века:
▪️отсутствие единой методической базы;
▪️короткая продолжительность учебных программ (2-3 года);
▪️недостаточное внимание Министерства морского флота к созданию детских морских пароходств;
▪️несогласованность действий стейкхолдеров и др.
Варианты успешного решения проблем автор видит в необходимости
«<…> объединения усилий всех заинтересованных организаций и в первую очередь Министерства морского флота, Министерства речного флота и ЦК профсоюзов рабочих морского и речного флота», а также в создании «<…> при Управлении учебных заведений Министерства морского флота сектора с одновременной организацией на местах, в бассейнах, на базе пароходств не менее 4 детских морских пароходств» в целях координации и методического сопровождения.
Следует заметить, что на момент написания статьи (1966 г.) в СССР функционировало:
▪️ 4 детских речных пароходства;
▪️ 250 детских объединений морского, речного и полярного профиля;
▪️ с охватом свыше 100 тысяч человек.
Анализ публикаций в газете «Водный транспорт» за период с 1930 по 1960-е гг. показал, что речная и морская отрасль СССР принимала активное участие в профориентации пионеров, которым передавали теплоходы и катера, причальные сооружения и другую береговую инфраструктуру, выделяли пассажирские линии на водных путях для обслуживания регулярных рейсов юными речниками под командованием отраслевых наставников.
К институциональному описанию советской модели детского морского и речного движения мы постепенно приближаемся, но уже сейчас видно – проблемы в данном сегменте образования во многом сходны с современными, а установка на профессионализацию и ее эффекты прямо связана со степенью вовлеченности стейкхолдера в образовательный процесс.
#кейсы
1 минута
13 мая 2023