102,9 тыс подписчиков
Император Лю Бан принял целый ряд важных мер для «поощрения земледелия». Он вернул на свои места беженцев, восстановил за ними «былые ранги, земли и поместья», снизил арендную плату за землю (поземельный налог) с одной десятой до одной пятнадцатой; наконец, он повелел даровать свободу людям, проданным в рабство из-за нужды. Прекрасные начинания! Казалось бы, следовало также предоставить льготы торговцам, помогая в и нелегком труде. Но благодетель народа Лю Бан этого не сделал. Наоборот, он начал политику «принижения торговли», заключавшуюся в первую очередь в том, что «торговцам запрещалось носить шелковые одежды и ездить на колесницах». Их «подати и налоги были утяжелены», а не уменьшены. Деятельность торговцев была затруднена, а сами они унижены.
В Ките всегда не любили торговцев, особенно самых богатых. Политика их «принижения» была воспринята обществом на «ура», и вместе с другими мерами помогла поначалу стабилизировать общественный порядок, а также восстановить общественное производство. Однако в дальнейшем выяснилось, что ограничения для купцов были не такими уж и суровыми, и по мере развития ремесла, торговля тоже постепенно развивалась.
Чао Цо во времена наследника Лю Бана - Вэнь-ди уже возмущался, что купцы сидят в своих лавках, барышничают, скупают и придерживают товар, чтобы продать его подороже. Они произвольно устанавливают цены и занимаются ростовщичеством, в то время как рядовые крестьяне «для того, чтобы погасить долговые обязательства, продают свои поля и дома, а также отдают [в рабство] сыновей и внуков». Обстановка была явно ненормальной. Законы вроде бы враждебны торговцам, но это не мешает им скупать земли у крестьян, а крестьянам становиться бездомными. Законы не мешают торговцам жить в богатстве и чести и не обеспечивают земледельцам благополучия. Рассуждая таким образом, Чао Цо пришел к выводу, что политика «поощрения земледелия и принижения торговли» перестала работать.
Тогда Чао Цо предложил сменить парадигму и начать «политику повышения ценности зерна» (гуйсу чжэнцэ). Ее смысл заключался в том, чтобы «побуждать [жителей] Поднебесной вносить начальникам уездов [государству] зерно, чтобы получать за это титулы или откупаться от наказания». Иначе говоря, неси зерно и станешь титулованной особой или не будешь бит плетьми. Как-то так.
Продажа титулов пришлось торговцам по душе, и машина заработала. Чтобы купить титул и повысить свой социальный статус, купцы бросились покупать зерно у крестьян в расширенных размерах. Цены стали расти. В итоге, государство получило больше зерна и смогло понизить налоги; купцы получили титулы и радовались как дети, а в крестьянские кошельки стали «капать» деньги. Кроме того, армии, расположенные вдоль Великой Китайской стены, получили долгожданный провиант и с новыми силами принялись отражать наступления внешних врагов.
2 минуты
12 июня 2023
153 читали