Найти тему
18 тыс подписчиков

[Ships]

В ходе последовательного знакомства с историей постройки миноносцев для русского флота во второй половине 80-х годов 19 века постоянно ожидал найти ответ на вопрос: "Ну когда же закончатся шарахания и шатания А.И.Шестакова и возглавляемого им Морского министерства, и за постройку кораблей этого класса, как говорится, "возьмутся".
Казалось, бы что уже всё изучено и со всеми новинками ознакомились - пора бы определяться с заводами, разрабатывать "свой проект" и начинать серийное строительство однотипных кораблей. Однако на деле всё было сложнее и медленнее.

Такой шанс появился в 1887 году, когда А.И.Шестаков совершенно "неожиданно" обнаружил разнотипность миноносцев, входивших в состав русского флота. В связи с этим МТК получил задачу подобрать отечественный завод для строительства миноносцев, который будет способен приступить к постройке российских миноносцев. Интересно, что и в этом случае Шестаков и члены МТК не перестали "оглядываться" на "Запад" - на конкурс были приглашены и британский Ярроу, и французский Норман, которые прислали свои чертежи и спецификации. Надо отметить, предложения Ярроу были достаточно интересны, в первую очередь по скоростным характеристикам. Из отечественных заводов к конкурсу были "допущены" Невский завод (СПб) и завод Крейтона (г.Або).
В "конкурсе" ожидаемо отдали предпочтение заводу Крейтона, потому что еще изначально он был выбран в качестве того самого предприятия, которому предстояло "возглавить" миноносное кораблестроение, )).

Если оценить проект Крейтона, по которому Морским министерством было заказано два (всего ДВА) миноносца, то кардинальных отличий от ранее построенных кораблей было немного. По своей сути это бы всё такой же "ярроуподобный" миноносец с карапасной палубой, двумя параллельно установленными (по английскому типу) дымовыми трубами (для каждого котла своя), тремя мачтами, носовым ТА и двумя револьверными пушками.
Существенным отличием от предшественников можно было считать увеличение скорости до 20 узлов и связанные с этим увеличение размеров до 152 т полного водоизмещения и длины до 47,3 м (наибольшая).
То есть по сути ничего нового (почти ничего не было) внедрено!
Интересно, что в распоряжении МТК были английские чертежи миноносца Ярроу TB.79, на котором УЖЕ отсутствовали и мачты для парусного вооружения, была использована иная форма носовой оконечности, а также сделана попытка обойтись одной трубой, но главное - на "англичанине" были два поворотных двухтрубных торпедных аппарата!

Напрашивается закономерный вывод - из британского проекта МТК "поделилось" с заводом только идеей палубных поворотных ТА. Два миноносца "Наргэн"(фото) и "Гогланд" впервые в русском флоте получили палубные однотрубные торпедные аппараты (в середине корпуса и на корме), что было шагом вперед. Но на "англичанах" уже стали ставить двухтрубные ТА! Значит опять отставание?!

Можно отметить, что Морское министерство и МТК не стало рвать контакты с западными производителями, и даже если не делало заказы на миноносцы у иностранцев, то за счет "конкурсного подхода" могла получить и знакомиться с деталями проектов и инженерных решений. Что, чего греха таить, можно было бы использовать при разработке собственных проектов. Такой вот "китайский метод". Но если анализировать российские проекты, то явного "иностранного" следа в них не заметить. Это приводит к мысли, что Морское министерство не торопилось помогать отечественным предприятиям в создании кораблей, оставляя за собой функцию "контролера и эксперта". Сложно оценить такой подход, но понять, что это точно не способствовало оживлению отечественному "миноносцестроению" можно.

Кстати, завод Крейтон так и не смог возглавить это направление, хотя еще не раз его привлекали для подобных задач.
Что касается миноносцев - они получились неплохими, и даже смогли перейти на Д.Восток, правда не обошлось без ремонта на иностранных верфях.
Эти два корабля под наименованием "Уссури" (№203) и "Сунгари" (№204) приняли участие в подавлении Боксерского восстания и русско-японской войне, успешно решая боевые задачи.
Но не стали основой для последующих серий.
[Ships] В ходе последовательного знакомства с историей постройки миноносцев для русского флота во второй половине 80-х годов 19 века постоянно ожидал найти ответ на вопрос: "Ну когда же закончатся...
3 минуты
508 читали