59,9 тыс подписчиков
Сотворение Адама. Россия, 1993. Режиссер Юрий Павлов. Сценаристы: Владимир Маслов, Виталий Москаленко. Актеры: Саулюс Баландис, Сергей Виноградов, Ирина Метлицкая, Александр Стриженов, Анжелика Неволина и др.
Похоже, петербургская атмосфера рождает у кинокритиков и киноведов вполне понятное желание показать режиссерской братии, как нужно снимать настоящие фильмы не только в пространных рецензиях, но и на съемочной площадке.
Вслед за Олегом Коваловым решил попробовать себя в режиссуре кинокритик и редактор Юрий Павлов. Можно как угодно относиться к философской притче Юрия Павлова «Сотворение Адама», но в одном ей, на мой взгляд, отказать нельзя. Картина снята очень красиво. Мир фильма – это желтизна песчаных дюн, переливы балтийских волн, пустынные улицы питерских окраин, модные костюмы главных героев... Кадры, которые словно просятся в рамы картинной галереи.
К сожалению, для меня лично это, пожалуй, единственное притягательное поле фильма, ибо признаюсь сразу, история тридцатилетнего Андрея, вступившего в защиту смазливого «...» и обретающего жизненное просветление и чувство любви после встречи со своим женоподобным ангелом-хранителем Филиппом, оставила меня равнодушным.
Быть может, оттого, что внешний облик персонажей не настраивал на волну сопереживания. Тягучее развитие действия, напоминающее разбавленный коктейль из «Дней затмения» Сокурова и поздних фильмов Вендерса, рождало скуку, а конъюнктурность гомосексуальных мотивов вызвало удивление, впрочем, слабое в силу первых двух причин...
Короче, мое восприятие «Сотворения Адама» – яркий пример полного несовпадения авторского мира фильма и эстетических пристрастий зрителя, так как само по себе медленное развитие действия или притчеобразность для автора этих строк никогда не были поводом отторжения от экрана. Я готов, к примеру, часами смотреть «медленные» фильмы Антониони, и безмолвные паузы «Приключения», «Ночи» или «Затмения» завораживают меня снова и снова…
Что ж, бывает так в жизни: встретишь человека, вроде он и умен, и одет со вкусом, а вот разговаривать с ним скучно, да и нет охоты никакой. Причем антипатия возникает порой мгновенно, буквально с первого взгляда. Вот и с фильмами та же беда: одни из них с наслаждением пересматриваешь, а с других хочется сбежать через десять минут после начала сеанса. С «Сотворением Адама» мне явно не повезло. Это не моё кино, это кино Юрия Павлова, отвечающее его представлениям о том, каким должен быть кинематограф конца ХХ века...
Александр Федоров, киновед
2 минуты
4 июня 2023
134 читали