18 тыс подписчиков
[History]
Часто получается так, что тема, поднимаемая в каком-либо посте или какое-то событие уходит на второй план при обсуждении, а большинство комментариев оказываются посвященнымииному аспекту, который лишь поверхностно затронут в публикации. Нечто подобное имело место в случае с гибелью подводной лодки "Вандемьер"- вектор обсуждения повернулся к судьбе русской "Камбалы". Между тем, мне хотелось показать как несколько "равнодушно" отнеслись французские адмиралы к гибели своей субмарины.
Подводная лодка "Вандемьер" принадлежала достаточно крупной серии французских ПЛ "Плювиоз" - всего было построено 18 единиц, и что интересно треть из них были потеряны французским флотом, причем две потоплены противником в ходе боевых действий, а другие четыре - были потоплены надводными кораблями в результате тарана вне зоны боевых действий. Более того - подводная лодка "Монж" (одна из погибших) также была таранена австрийским крейсером "Гельголанд". Так что 28% субмарин данного типа были потоплены в результате таранных ударов.
Можно сказать, что этот "злой рок" начал свое преследование данного типа субмарин с головной подводной лодки - "Плювиоз", причем при самых странных обстоятельствах и в мирное время.
25 марта 1910 года на почтовом пароходе «Па-де-Кале», совершающем рейс между Кале и Дувром, было замечено, что одно из гребных колёс сильно обо что-то ударилось. Пароход сейчас же застопорил машину. Сперва предположили, что лопасти колеса задели за какой-нибудь погружённый в воду буёк, но дело немедленно выяснилось, когда за кормой "вынырнула" подводная лодка. Капитан приказал спустить шлюпку и идти к лодке. Подойдя в ней, команда шлюпки стала стучать в обшивку, но не получила изнутри никакого ответа. Вскоре вслед за тем, лодка, носовая часть которой на три метра возвышалась над водой, снова погрузилась.
Это и была, как оказалось впоследствии, французская подводная лодка «Плювиоз», и столкновение с пароходом произошло во время её всплытия. Удар был чрезвычайно силён. Пароход получил повреждения и вернулся в Кале. В 5.30 того же дня к месту катастрофы пришла однотипная подводная лодка «Вантоз» и спустила в воду двух водолазов. После бесплодной двухчасовой работы она вернулась в Кале, не выяснив вопроса о том, находилась ли ещё команда погибшей лодки в живых или нет. На глубине оказалось сильное подводное течение. В кормовой части корпуса лодки на левом борту, несколько выше минного аппарата, водолазами обнаружена пробоина. Весь экипаж лодки, состоявший из 3 офицеров и 24 нижних чинов, погиб.
Интересно, что "Плювиоз" все таки (в отличии от "Вандемьер") подняли и даже восстановили и ввели в строй.
К началу Первой мировой ПЛ типа "Плювиоз" составляли треть всех французских подводных сил! А между тем, это были подводные лодки с паровыми машинами! Для движения в надводном положении они получили по две паровые трехцилиндровые машины тройного расширения по 350 л.с. и по два двухколлекторных котла на жидком топливе - так что кочегары уголь не бросали, )). По отзывам - машины работали достаточно надежно и были просты в обслуживании! Для движение под водой - использовались два электромотора (по 460 л.с.), питание которых обеспечивалось от двух групп аккумуляторных батарей.
Второй "фишкой" о которой нельзя не сказать - мощное торпедное вооружение субмарин, состоявшее из семи торпедных аппаратов. Правда, один был носовой (в форштевне), и от него вскоре на части лодок отказались. А другие тоже имели "свою уникальность" - все аппараты были внешними, размещались в надстройке, причем два аппарата были системы Джевецкого (!), а четыре - реечные, что нельзя не отметить как существенный недостаток вооружения субмарин. Про аппараты Джевецкого говорить не будем, но и реечные не далеко "от них ушли", их ориентация на 7-8 град. от ДП на борт требовала от командира ПЛ хороших навыков в прицеливании и производстве торпедной стрельбы. Нельзя забывать, что стрелять из реечных ТА в надводном положении было нельзя.
Вот такие эти "плювиозы" - субмарины с склонностью к таранному суициду.
ф.1- "Плювиоз"
ф.2.- "Вантоз"
ф.3.- "Монж"
3 минуты
2 мая 2023
387 читали