Найти тему

Сегодня, в международный день танца, поговорим о нем как о неотъемлемой части человеческой цивилизации. Фигурки людей пляшут на стенах доисторических пещер и древнеегипетских гробниц, кружатся вихрем на греческих вазах и этрусских фресках — и так из века в век, из культуры в культуру. Страсть фиксировать движение получила особый размах с появлением нового медиума — фотографии. 

Изначально танец служил целям ритуала и магии. Постепенно он перешел в аристократические круги, став еще и светским развлечением, новой формой общения. Как искусство его долгое время видели исключительно в форме классического балета, и только с началом XX века в нем начали ценить проявление индивидуальности и возможность раскрепощения. 

Помимо балетных реформ Дягилева, новые веяния воплотил в себе Свободный танец. Среди его создателей были танцовщица Айседора Дункан и философ-мистик Рудольф Штайнер. Независимо друг от друга они хотели с помощью пластики преобразить человека, раскрыв в нем высшее творческое начало. В Советской России тоже чрезвычайно активно изучали движение: Всеволод Мейерхольд разрабатывал систему биомеханики, Лев Лукин организовал «Свободный балет», Вера Майя основала студию свободного танца.

С нарастанием тяжести государственного пресса все эксперименты по созданию развитой личности нового времени с помощью пластики были свернуты. Основой национального искусства становятся регламент и патетика. Танец и соответствующая ему одежда одновременно служили выражением протеста и мечтой о свободе: в годы НЭПа это были румба, фокстрот и чарльстон; в послевоенные годы — буги-вуги и рок-н-ролл стиляг; в 60-е и 80-е — твист под битлов; в позднесоветский период — смешение всех возможных стилей на андеграундных дискотеках.

Разные виды танца сосуществуют и продолжают активно развиваться в наши дни, потому что гетерогенно и подвижно само общество. А по эволюции танца можно проследить историю как отдельного социума, так и всего человечества.

А когда вы танцевали последний раз?


- Неизвестный автор. Сцена из оперы «Евгений Онегин» в Большом театре. 1948 - 1952
- Александр Гринберг. Искусство движения.Этюд IХ. 1924 
- Александр Гринберг. Искусство движения. Студия Веры Майя. 1928
- Александр Родченко. Румба. Сцена из фильма "Альбидум", 1928
- Евгений Умнов. Сцена из балета «Лебединое озеро». Большой театр. 1950-е
- Всеволод Тарасевич. Танцы в кафе. 1960-е
- Всеволод Тарасевич. Швейная фабрика «40 лет ВЛКСМ». Танцы. 1964 
- Юрий Луньков. Перед выходом. 1980-е
- Александр Слюсарев. Танец. 1990
2 минуты
142 читали