272 подписчика
Владимир Даль считал разочарование обратной стороной доверия, а сам корень «чар» связывал со словами «чёрт» и «черта». Белинский писал, что это обычное дело при становлении юноши мужчиной (лень искать точную цитату).
То есть в преклонном возрасте (а я уже пережил Виссариона Григорьевича) хорошо бы разобраться в людях и как-то особенно им не доверять — проводить черту и не попадать под влияние чужих чар.
Это и понятно, с одной стороны. А с другой — это ведь доверие обеспечивает экономическое благополучие общества, а нам только кажется, что наоборот.
Фукуяма смешно делит общества на холодные и теплые. В холодных, дескать, все обо всем договорились, а в тёплых — вынуждены опираться на личные отношения.
Русский человек — тёплый, за что бывает бит. Но доверие — один из основных двигателей таких обществ. Поэтому и разочарования неизбежны.
Чары — это колдовство. Там корень «cold» (со временем импортозамещённый в «хлад»).
Очарование возникает там, где цинизм и «свои правила» одного перевешивают доверие другого. Глаза справедливости, увы, завязаны до тех пор, пока не качнутся её весы.
Обычный теплообмен — холодное гасит горячее ради собственного блага. Сначала все оказываются тёплыми — и вроде всем хорошо. Но постепенно система стынет — тут и вылезает разочарование, ведь всему тёплому и живому никакое колдовство не нужно.
Инструмент добра — чудеса, а не колдовство. А чудесами не надо очаровываться. В них достаточно верить. Поначалу (до того, как явилось чудо), веры не хватает и приходится «доверивать».
Поэтому доверие часто и приводит к разочарованию. «Снежная королева» — в принципе, об этом.
А боль — лишь защитная реакция.
1 минута
26 апреля 2023