Найти тему
103 тыс подписчиков

Весной 1989 г. площади Врат небесного спокойствия (Тяньаньмэнь) была заполнена пекинскими студентами. Они буквально не уходили с нее и жили в палаточных городах. Они вышли на площадь с требованиями демократических свобод и прекращения "спекуляций партработников". Власти наотрез отказались от диалога, студенты объявили голодовку и их поддержали высыпавшие на улицы горожане. На самом деле пекинцев волновали не столько "демократические свободы", сколько "спекуляции партработников". Народ был возмущен поведением детей некоторых чиновников, обогащавшихся на использовании государственных ресурсов. В 1989 г. "спекуляции партработников" возмущали общество, но Китай еще не знал, что в скором времени коррупция расцветет в верхах махровым цветом, а "шалости" партработников 1980-х покажутся детскими играми.


Как пишет очевидец событий, писатель Юй Хуа: "Весной 1989 г. Пекин превратился в анархический рай. Вдруг исчезла полиция, и ее обязанности возложили на себя студенты и горожане. ... Объединенные общими целями, люди безо всякой полиции установили в городе образцовый порядок. Улица просто дышала дружелюбием. Можно было без билетов ездить в метро и автобусе, все друг другу улыбались, пропало чувство отчуждения. Люди перестали ссориться; рядившиеся раньше за каждый грош разносчики теперь бесплатно раздавали демонстрантам еду и питье; пенсионеры забирали из банков свои скудные сбережения и дарили их студентам; сообщество карманников заявило, что в знак поддержки голодающих прекращает воровать… В том Пекине "все люди стали братья""
.
Шел одиннадцатый год курса "реформ и открытости", объявленного Дэн Сяопином. Выросли цены, но зато окрепла экономика, заметно повышался уровень жизни. Крестьяне выигрывали от реформ, а массовое разорение и закрытие заводов произошло только в девяностые, так что и рабочие еще ничего не потеряли. Кричащие социальные противоречия последующих десятилетий тогда лишь намечались. И тем не менее, народ проснулся и требовал перемен. В событиях на площади Тяньаньмэнь разом выплеснулись все политические страсти, накопившиеся с культурной революции. Правительство подавило "восстание" студентов и горожан. Но импульс, доминировавший в обществе, никуда не делся. "Образовавшуюся пустоту заполнило сильное желание заработать - и когда все китайцы как один захотели разбогатеть, наступило экономическое процветание девяностых".

В Китае появились такие неологизмы как сидящий в Интернете "сетевой народ", торгующий акциями "биржевой народ", покупающий паевые фонды "паевой народ", народ, состоящий из фанатов поп-звезд, народ, состоящий из оказавшихся на улице рабочих или подавшихся на заработки в город крестьян. От прежнего китайского "социалистического" народа ничего не осталось. "События на площади Тяньаньмэнь стали для этого слова судьбоносными - оно обуржуазилось и полностью изменило свой смысл".

Теперь, после Тяньаньмэнь, Китай - другая страна. Миллионы рядовых китайцев стремятся заработать и превратиться в средний класс, правящие элиты собираются на съезды, а между пламенными речами и клятвами в верности курсу выдают детям и знакомым невозвратные коммерческие кредиты и находят другие способы обогащения. При этом Китай демонстрирует лидерские качества и соперничает с совокупным Западом. Сколько это продлится, никто не знает. Система не слишком устойчива и подгнивает изнутри. Свой второй президентский срок Си Цзиньпин посвятил борьбе с коррупцией, но, насколько известно, нигде не было объявлено, что он ее победил. Или я ошибаюсь?

Если так, пишите комментарии. Искренне ваш ИстПросвет
Весной 1989 г. площади Врат небесного спокойствия (Тяньаньмэнь) была заполнена пекинскими студентами. Они буквально не уходили с нее и жили в палаточных городах.
2 минуты
167 читали