Найти в Дзене

👆Подведем итог опроса.


Подавляющее большинство респондентов (1377 на данный момент проголосовавших) считают, что самое бОльшее, на что можно было бы согласиться в связке «олимпиады - поступление в ВУЗ», так это - какие-то бонусы (типа, видимо, дополнительных ограниченных баллов) к результатам вступительной процедуры.

Иными словами моя идея о том, что олимпиады стоит рассматривать как отдельную область деятельности, имеет под собой весомое основание.

Поясню, что я лично имею в виду, в контексте общей ситуации с переходом из школы в ВУЗ.

По сути дела, признание олимпиадных побед в качестве 100-баллов ЕГЭ и вся затея с «ВУЗовскими» олимпиадами - это, с одной стороны, чистое рекрутерство и HR, а с иной - «запасной вход» для «позвоночных» (извините за профессиональный сленг) и «разменная монета» во внутриполитических раскладах властных и финансовых группировок.

Сложился этот расклад в начале 2000-х и формировался примерно десяток лет. Сейчас мы имеем устоявшийся баланс интересов между двумя основными «командами» игроков на этом «рынке» (так надову 😎).

Одна - условно «рособрнадзоровская» (ЕГЭ, репетиторство, издание литературы, «он-лайн-школы» и пр.), а вторая - ВУЗовская, вместе с организаторами олимпиад. И первые и вторые заняты распределением и освоением бюджетных и внебюджетных средств. БОЛЬШИХ.

И именно потому, что все в этой истории завязано исключительно на деньги (более никого ничего не интересует), то мы имеем то, что имеем - бизнес-подход, эффективный менеджмент, конкурентную борьбу за контрольные цифры приема, подушевую отчетность (фактически только финансовую и производные от неё)…

Параллельно с этим живет «политический аспект» - когда и одна и другая группировка то вместе, то поврозь, занимается лоббизмом своих интересов, защищая устоявшуюся модель.

Вопрос о соответствии этой модели интересам России не стоит. Ибо и одна и другая группа вообще не рассматривает перспективу далее своего носа. Сейчас живем, появятся новые вводные от руководства - будем реагировать на новые вызовы. Ежели прикажут - перестроимся.

Именно поэтому Музаев говорит, что к нему никто не обращался с вопросом о пересмотре модели ЕГЭ из учителей (всё всех, якобы устраивает), а ВУЗы продолжают доказывать, что их карманные олимпиады - самые олимпиадные и честные.

Иными словами, мы имеем модель, в которой очень удобно ловить мутную рыбку, ни за что не отвечать (кроме осуществления бурной беЗтолковой деятельности и подготовки отчетов о ней) и перемалывать гигантские бюджетные деньги на создание видимости «прозрачной» и «эффективной» системы перехода из школы в ВУЗ. Повторюсь, при полной гарантии непотопляемости и неподконтрольности: рособрнадзор выведен из-под министерств и вообще ни за что не отвечает, а минобрнауки никак не связан обязательствами по кадровому обеспечению экономики страны. Кто проводит олимпиады и устанавливает политику в этой области - это вообще большой вопрос.

Но я думаю, эта модель перестает быть актуальной. По объективным, внешним причинам. Не сегодня - завтра с руководителей отрасли спросят за кадровое обеспечение экономики. И совершенно очевидно «поколение ЕГЭ» не сможет заполнить потребности большей части отраслей - для этого нужны совершенно иные выпускники школ и ВУЗов по части знаний, а также по части мотивации, воспитания, способности к обучению. Сегодняшняя система образования, если смотреть объективно на результаты её работы, заточена на иные задачи: на отчетность, а не на фактическое наличие знаний у выпускников. А потребуются в скором времени именно предметные знания, не умение решать задачки ЕГЭ или олимпиад.

Из этого, а также из результатов опроса я делаю вывод: мы все на уровне интуиции понимаем, что назрели изменения. И они неизбежно будут. Их диктует само время, в которое мы живем.
3 минуты