433 подписчика
То что нельзя вот так взять просто сесть и начать читать, было понимание давно. Собственно ровно из-за того что подавляющее большинство садится и начинает просто читать возникают серьезные вопросы к качеству заметок. Если делать это без цели, как мы привыкли, то получается процесс ради процесса. Такое приятно упражнение, но это как после тренировки, в ночь, наедаться всем что есть в холодильнике. Процесс вроде как был, и вроде как эффективный, а толк от этого никакой.
В системе упражнений на чтение, существуют три этапа. Подготовительный, чтение и рефлексивный. При этом процесс декодирования символов с бумаги, наиболее простой, механическое действие. Научившись ходить, потом ездить на велосипеде, а потом и управлять машиной, мы продолжаем делать это не осознанно. Именно потому что навык поставлен, для исполнения которого не требуется энергии. А вот первый и последний – как оказывается наиболее сложно. Как раз этому учат, в школе и универе, не все. На моей практике – с подобным обучением не сталкивался. Все больше обучают действию ради действия.
В подготовительном процессе участвует несколько элементов. Текст: как и где он написан, жанр, длинна, структура, от дизайна до разделения по главам, качество логического повествования и т.д. Чтец: возраст, пол, опыт, мотивация и целевая ориентировка. Среда: где читаем, откуда взялся текст, навигация по нему.
Акт чтения сейчас интересует в меньше степени, хотя там тоже есть о чем поговорить, например об уровнях понимания: самого текста, социальном влиянии, ситуационном и культурном опылении. Пока оставим это за скобками, а посмотрим на рефлексию после чтения, выражается она, как правило, в двух плоскостях. Личной: мнение, изучение нового или обновление старого знания, запоминание с какой-то целью, получение удовольствия. Социальной: уровень осведомленности и образованности.
1 минута
25 апреля 2023