103 тыс подписчиков
Сегодня мы снова вернемся к книге Никколо Макиавелли "Государь" и вспомним вместе с ним историю Оливеротто из Фермо.
При папе Александре VI некто Оливеротто из Фермо, сирота, выросший в доме дяди по имени Джованни Фольяни, юношей вступил в военную службу под начало Паоло Вителли с тем, чтобы занять почетное место в войске. Когда Паоло умер, молодой человек перешел под начало его брата Вителлоццо. Будучи человеком сообразительным, сильным и храбрым, очень скоро Оливеротто стал первым лицом в войске. Полагая унизительным подчиняться другим, он с благословения Вителли задумал овладеть Фермо.
В письме к своему дяде он объявил, что после долгого отсутствия желал бы навестить его и родные места, а посему испрашивает позволения въехать в город с почетом - со свитой из ста всадников, своих друзей и слуг. Джованни Фольяни исполнил все, о чем его попросил племянник, и позаботился о том, чтобы горожане встретили его с почестями.
Оливеротто поселился в свободном доме и через несколько дней устроил торжественный пир, на который были приглашены Джованни Фольяни и все именитые люди Фермо. После того, как покончили с угощениями и отдали дань увеселениям, Оливеротто завел конфиденциальные разговоры о папе и, чтобы не рисковать, пригласил гостей продолжить беседу в укромном месте. Не успели гости зайти и сесть в отделенные покои, как из засады выскочили солдаты и перебили всех до одного.
Покончив с резней, Оливеротто осадил высший магистрат и из страха заставил его повиноваться. После учреждения нового правления Оливеротто провозгласил себя властителем города. Он истребил всех, кто из-за недовольства мог ему навредить, укрепил свою власть новым военным и гражданским устройством и с той поры не только пребывал в безопасности внутри Фермо но и стал грозой всех соседей.
Выбить его из города было практически невозможно, и только Чезаре Борджа перехитрил диктатора. В Синигалии он заманил в ловушку главарей Орсини и Вителли. Оливеротто приехал туда вместе с Виттелоццо, своим наставником в доблести и в злодействах, и там вместе с ним был удушен, что произошло через год после описанного отцеубийства.
«Кого-то могло бы озадачить, почему таким людям как Оливеротто, – спрашивает Макиавелли, – удавалось, проложив себе путь жестокостью и предательством, долго и благополучно жить в своем отечестве, защищать себя от внешних врагов и не стать жертвой заговора со стороны сограждан, тогда как многим другим не удавалось сохранить власть жестокостью даже в мирное, а не то что в смутное военное время».
И вот как он на этот вопрос отвечает:
Жестокость жестокости рознь. Жестокость срабатывает, когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, но не упорствуют в ней и далее обращают на благо подданных. Она совершенно не работает «в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно ... с божьей и людской помощью удержать власть; действуя вторым -- невозможно».
И последний завет от автора «Государя»:
«Так что обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Самое же главное для государя - вести себя с подданными так, чтобы никакое событие - ни дурное, ни хорошее - не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью».
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки Макиавелли, он старался. Искренне ваш ИстПросвет
2 минуты
29 мая 2023
723 читали