2113 подписчиков
Моё системное волонтёрство в Ночлежке началось со списка «Сто дел, которые я хочу сделать в жизни». Там я нашла пункты, которые могла бы выполнить прямо здесь и сейчас: например, пункт 68 — «Накормить бездомного человека». Но подойти к бездомному прямо на улице я не решалась. Мне почему-то было неловко предложить помощь; было страшно, что от меня отмахнутся.
Тогда я вспомнила о Ночлежке и решила: скоро поеду в Питер и поволонтёрю у них. Но на их сайте оказалась новость об открытии московского филиала. Значит, можно сделать что-то прямо здесь! Я заполнила волонтёрскую заявку, пришла на ознакомительную встречу — и уже на следующей неделе поехала в рейс.
Тут-то я и столкнулась со сложными эмоциями. Я ждала, что смогу позаботиться о людях и предложить помощь тем, кому она нужна, но столкнулась с сильным гневом. Понадобилось время, чтобы прожить эти чувства.
Не думала, что буду ненавидеть родственников бездомных людей. Как вам такое? Я злилась на родителей, жён, мужей, братьев, сестёр, позволивших своим близким оказаться на улице. Мне тогда всерьёз казалось, что бездомности вообще можно было бы не допустить, если бы в мире было больше любви. Иногда, впрочем, так кажется и сейчас.
Клиент на немноголюдной точке рассказал, что сестра выгнала его из квартиры, которую они оба унаследовали. Было больно слушать об этом, почти невозможно не проецировать этот опыт на себя: у меня тоже есть родной брат. Позже я несколько раз повторила эту историю родителям и друзьям. Во мне кипело негодование. Хотя я не была погружена в историю взаимоотношений этого клиента с сестрой, но я злилась и недоумевала: как можно взять и выгнать родного человека?
Ответа нет и спустя полтора года волонтёрства. Я переключила фокус внимания и сейчас концентрируюсь не на прошлом, которое не изменить и от которого не защитить, а на том, чем я сейчас могу помочь человеку, попавшему в беду. Я помню имена и вкусовые предпочтения клиентов. Очень тепло видеть их светящиеся глаза.
Общение помогает бездомным людям ощутить, что они значимы, а значит, существуют. Они выживают в небезопасной и подчас жестокой среде, где их могут обидеть, даже ударить, где не замечают их горя и потребностей. Но когда в этом мраке встречается островок, где их видят и признают, бездомные люди перестают быть невидимыми.
Я верю, что бережная коммуникация с бездомными, внимательное отношение к их запросам помогают им в первую очередь сохранить человеческое достоинство. Именно оно стимулирует их пройти ресоциализацию и вернуться к обычной жизни.
Вика Греховодова
лайф-коуч, экоадепт и ведущая подкаста «Нечего носить?»
2 минуты
21 апреля 2023
162 читали