Найти тему

Аромат – ключ к нашим воспоминаниям


Потихоньку весна вступает в свои права, и мы погружаемся в новые ароматы. Впрочем, и так каждый день человека окружают тысячи разных запахов, которые маркируются либо как отталкивающие, либо как приятные. Люди с чрезвычайно тонким восприятием мира ощущают и анализируют неизмеримо больше сочетаний и могут из них составить целую историю. К таким счастливцам относятся не только парфюмеры, но и поэты с писателями. Константин Бальмонт, например, описал запах солнца («Аромат Солнца»), Марина Цветаева – запутанных отношений («Запах, запах…»), Шарль Бодлер – момента чувственной близости («Экзотический аромат»). Запахи прямым образом влияют на вкус, и имеют большую власть над личностью, о чем чрезвычайно точно написал Марсель Пруст. Впоследствии его наблюдение вошло в историю как «феномен Пруста».

В первом романе из цикла «В поисках утраченного времени» вкус и аромат бисквитного печенья мадлен возвращает героя во времена детства, которые он начинает проживать вновь в мельчайших подробностях. Нейробиологи впоследствии выяснили, что в отличие от сигналов других органов чувств, обонятельные данные поступают напрямую в гиппокамп, участвующий в механизме хранения информации. Поэтому часто именно ароматы оказывают более яркое воздействие на состояние человека, а через это — на его поведение.

Это свойства запаха используют не только в ароматерапии, но и в маркетинге. Существует даже его узкоспециальная разновидность – аромамаркетинг, исследующая как с помощью запаха повысить лояльность и вовлеченность клиента. Торговые центры проводят ароматизацию отделов, некоторые ароматизируют и наружные витрины, как например, московский ЦУМ. Весьма дальновидная стратегия: ведь в отличие от зрительных или словесных стимулов, ароматы гораздо сложнее анализировать, а их потребление почти невозможно контролировать.

А какой запах будит в вас приятные воспоминания о давнем прошлом?

📸 Александр Лапин. Тюльпан. 1982
Аромат – ключ к нашим воспоминаниям  Потихоньку весна вступает в свои права, и мы погружаемся в новые ароматы.
1 минута
8356 читали