103 тыс подписчиков
Мао Цзэдун отличился на многих фронтах в буквальном и переносном смысле. Что касается переносного смысла, то в качестве лидера китайской диктатуры пролетариата он выявил в бывшей Поднебесной многие миллионы "правых уклонистов" и "агентов капитализма". Как обычно (в других странах тоже такое бывало), "уклонистами" и "агентами" оказывались самые близкие к Мао люди.
Взять, например, Лю Шаоци, бывшего в 1949 г. вторым человеком в партии после Мао и занимавшего пост председателя Китайской Народной республики (КНР) в начале "культурной революции". Казалось бы, какой же он "агент"? И на "уклониста" он не тянул. Тем не менее, товарища Лю заклеймили как "сторонника капитализма номер один", и ему нечего было сказать в оправдание. Не потому что слов не было, а просто кто бы его стал слушать. Лю Шаоци стоял перед толпой хунвейбинов, готовых расправиться с врагом социализма, и держал в руках Конституцию: в ней были прописаны его права как гражданина, но все было напрасно. Председателя республики отстранили от работы, посадили под домашний арест, а затем без суда и следствия тайно вывезли из Пекина и бросили в тюрьму. Лишенный медицинской помощи, Лю умер 12 ноября 1969 г. после очередных издевательств в тюрьме провинции Хэнань - в полном забвении и под чужим именем.
"Номером два" в списке "агентов" и "правоуклонистов" оказался всемирно известный впоследствии Дэн Сяопин, в ту пору - генеральный секретарь Центрального комитета КПК. В 1966 г. в ходе "культурной революции" его поснимали со всех постов. Цзаофани публично унижали и избивали Дэна и его жену, а хунвейбины сделали калекой его сына. С 1973 по 1976 гг. Дэн Сяопина временно реабилитируют, но судьба его снова висит на волоске, и только смерть Мао спасает его от новых преследований.
Третьим высокопоставленным "правым уклонистом" стал Чжу Жунцзи, будущего премьера Госсовета КНР (1998-2003). В 1958 г. его уволили из Госплана за критику политики "большого скачка". В 1962 г. Чжу восстановили в должности, чтобы в 1970 г., во время "культурной революции", снова подвергнуть "чистке". Следующие пять лет он провел в ссылке в деревне и был реабилитирован только в 1978 г.
В ходе "культурной революции" погибло много представители партийной верхушки. Шесть из десяти китайских маршалов были убиты, в том числе Пэн Дэхуай - первый министр обороны КНР (1954-1959). Выжившие в ходе "чисток" коммунисты отказывались идти политическим курсом Мао, разрушившего их надежды и идеалы. "Они рисковали жизнью, когда вступали в Коммунистическую партию, чтобы даровать китайскому народу мир и благоденствие; когда умер Мао Цзэдун, они почувствовали, что появился шанс осуществить мечту. Китай потратил 20 лет на политические кампании и классовую борьбу, и теперь настала пора снова заняться экономикой. В один из первых своих визитов в Китай в начале 1980-х годов Стивен Чунг встретился в Центральной партийной школе КПК в Пекине с группой правительственных чиновников. Обратившись к ним с призывом: "Вы устроили в стране настоящий бедлам. Пора наводить порядок", экономист, к своему удивлению, встретил горячее одобрение аудитории" (Коуз Р., Нин Ван Как Китай стал капиталистическим).
P.S.
И что же дало Китаю выявление миллионов "правых уклонистов" и "агентов капитализма"? Что дало ему убийство видных деятелей партии и правительства? Тревожность в сердцах, низкий уровень жизни населения, ненависть низов к интеллигенции, деградацию экономики... В одном Мао был, кажется, прав - "агенты капитализма" проникли после его смерти во власть и сделали Китай процветающей экономикой (ну, если не весь, то хотя бы его половину). А он этого не смог. Надо было ему стать "правым уклонистом", глядишь и поумнел бы.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки. Искренне ваш ИстПросвет
3 минуты
27 мая 2023
1148 читали