342 подписчика
Друзья, мы продолжаем новую историческую рубрику «Мифы и легенды ГОНа» и сегодня посвящаем её первым лицам и их бронированным машинам.
Эти автомобили предназначены для сохранения жизни и здоровья своих пассажиров, но, вопреки устоявшемуся мнению, в разные времена далеко не все пассажиры их активно использовали.
О том, что Н.С. Хрущёв откровенно не жаловал бронированные автомобили, известно широко. Традиция эта настолько прижилась, что соблюдалась и после смены руководства страны. К теме защищенного транспорта вернулись в 1969 году после попытки покушения на Л.И. Брежнева, однако он, как и его предшественник, на броневиках тоже не передвигался. 21 апреля 1981 года распоряжением Совета министров СССР № 732-РС было поручено спроектировать и построить автомобиль со спецзащитой. Так появился проект под названием «Тополь» и началась разработка ЗИЛ-4105, концепция бронирования которого полностью повторяла сталинский ЗИС-115.
Первая серийная партия бронеавтомобилей была выпущена под именем ЗИЛ-41051 и имела внешний вид базового ЗИЛ-41045: два из них в 1984 году поступили в Гараж особого назначения. Отметим, что ни Ю.В. Андропов, ни К.У. Черненко ими воспользоваться не успели.
М.С. Горбачёв, ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года, тоже не торопился пересаживаться в броневик, и для этого имелись свои причины. Во-первых, в нем было меньше места, а система вентиляции менее эффективна. Во-вторых, отсутствовала стеклянная перегородка, отделяющая пассажирский салон от передних кресел. М.С. Горбачёв старался не обсуждать государственные вопросы по телефону при шоферах и охране. «Меньше знаешь, крепче спишь», — говорил он. Начальник охраны В.Т. Медведев вспоминал, как во время движения в лимузине без спецзащиты перегородка в салоне не поднялась из-за внезапной поломки, и Горбачёв попросту отказался от важного телефонного разговора.
Вообще генсек не был боязливым человеком и не прятался за броню — он регулярно выходил из машины, чтобы лично пообщаться с народом. Всякий раз собиралась толпа, где каждый хотел оказаться поближе к первому лицу. Нужно сказать, что для личной охраны задача становилась архисложной: с одной стороны, она должна была обеспечить безопасность руководителя, с другой — не мешать его общению с гражданами. На все попытки начальника охраны объяснить, что это опасно, Горбачёв жестко отвечал: «Я выполняю свою работу, а вы выполняйте свою».
#история #МифыЛегендыГОНа #МузейВДНХ #музей
2 минуты
20 апреля 2023