17,1 тыс подписчиков
[History]
Как то вспоминая ледокол "Ермак" и его историю, мы познакомились со случаем получения пробоины в следствии касания каменистой банки, что привело к повреждению днища в районе ледового скулового пояса. Как мы помним, тогда все обошлось для корабля очень легко (правда с последствиям для капитана), и мы отмечали, что "Строители ледокола были мудрые люди, добрые моряки и инженеры". Действительно это так, но в этом главная заслуга создателя "Ермака" - С.О.Макарова, так как это решение было также следствием аварии.
Во время второго плавания ледокола (14 июля - 16 августа 1899 года) ледокол получил пробоину в носовой части, но Макаров не стал менять планы, и ледокол некоторое время шел во льдах с затопленным носовым отсеком.
По итогам происшествия было назначено расследование для которого назначили комиссию под руководством уже известного нам офицера, "крупного специалиста" по немецкому флоту, уже контр-адмирала А.Н.Бирилёва. Кстати, в истории осталась информация, что Бирилёв находился не в лучших отношениях с С.О.Макаровым, и это сказалось на работе комиссии. Основной смысл споров между комиссией и Макаровым сводилось к тому, насколько "Ермак" подходит для освоения Севера или его плавания следует ограничить Балтикой. Видимо Бирелёв был не только "специалистом" по германским кораблям, но и "специалистом" по плаванию во льдах. Правда в его биографии не было опыта командования ледоколами. Но именно он считал, что "Ермак" должен работать только в интересах Кронштадта и на большее не способен.
Макаров в свою очередь утверждал, что неудача с повреждением корпуса поправима и после ряда изменений полярные исследования следует продолжить. По его мнению причинами повреждения стала слабость носовой части корпуса, в которой был установлен винт по образцу ледоколов "американского типа". Возможно для работы на Балтике или на Великих озерах такая конструкция подходила хорошо, то для плавания в полярных морях обводы носовой части необходимо было изменить, а винт убрать.
Сейчас мы знаем, что такое решение было верным, но сотню лет назад С.О.Макарову его пришлось доказывать, причем часто в достаточно резкой форме. Надо ли сказать, что против перестройки выступали Д.Ф.Менделеев, представители Академии Наук и сам С.Ю.Витте, хотя казалось бы - причем здесь Витте, но видимо министру финансов деньги было жаль.
К счастью для русского флота Макаров сумел добиться перестройки носовой части, которую и сделали на заводе Армстронга.
В ходе работ был ликвидирован узел носового винта, увеличили длину носовой части на 4,5 м, убрали носовую машину, а в ее отсеке оборудовали трюм. В носовой части набор заменили с "перпендикулярного ДП и составляющего угол с обшивкой 60 градусов" на, так называемый, "поворотный" (угол между шпангоутом и обшивкой стал прямым). Также увеличили толщину ледового пояса с 28,5 мм до 34,9 мм двойной обшивки, дополнительно подкрепили борт, для чего возможно в носовой части заменили шестидюймовые шпангоуты на двухфутовые, промежуточные шпангоуты усилили угловм железом, удвоили число заклепок, крепящих шпангоут к обшивке в носовой части.
Таким образом, можно сказать, что успехи "Ермака" и его высокая живучесть (в том числе) были изначально заложены в его конструкцию именно Степаном Осиповичем Макаровым.
За что русский флот неоднократно был благодарен своему адмиралу и исследователю.
Кстати, в один из последних походов в Арктику в 1901 году, в ходе которой ледокол "Ермак" с С.О.Макаровым работал у Новой земли и Земли Франца-Иосифа, должен был пойти известный русский кораблестроитель А.Н.Крылов, но в экспедицию он не пошел.
Коллеги, как думаете по какой причине Крылов остался на "Большой Земле"?
Причина достаточно интересная и странная.
3 минуты
20 апреля 2023
410 читали