Найти тему
24 подписчика

Что такое франчайзинг и франшиза?


Периодически, когда я провожу встречи с лидерам профессиональных сообществ (главами отраслевых ассоциаций, директорами фондов и президентами форумов), а также с владельцами компаний с филиальными сетями, меня спрашивают что вообще такое франчайзинг, франшиза. Решила написать на эту тему пуст в рубрику #Бизнес_модель_масштабируемой_компании.

Давайте раз и на всегда точки над расставим «I» в этом вопросе.

Франшиза – это объект договора франчайзинга (методы ведения бизнеса, товарный знак и т. д.), описывающий все аспекты ведения бизнеса в соответствии с требованиями франчайзера.

Франчайзинг – это способ организации бизнеса, при котором компания, зарегистрировавшая торговую марку, технологии и иные авторские права предоставляет другой компании право в течение определённого срока использовать их в своем бизнесе.

Участниками договора франчайзинга являются
Франчайзи (покупатель франшизы) и
Франчайзер (владелец франшизы).

За использование франшизы франчайзи уплачивает франчайзеру паушальный взнос, роялти и рекламные взносы.

Что такое паушальный взнос во франшизе?
Это стоимость франшизы, которая уплачивается ее владельцу на этапе вхождения в бизнес. Он представляет собой единовременный фиксированный платеж в денежном выражении, который прописывается франчайзером в договоре. После его оплаты франчайзи получает от продавца франшизы документы, подтверждающие право использования франшизы, а также правила ведения бизнеса, бренд-бук, методики продаж и иные согласованные регламенты.

Роялти – что это во франшизе?
Это ежемесячные платежи, которые франчайзи уплачивает франчайзеру за использование принадлежащих ему авторских прав. Как правило, роялти устанавливается в форме процента с оборота или маржи, но в зависимости от условий договора может быть фиксированным.

Рекламные взносы во франшизе.
Это ежемесячные платежи, которые франчайзи может уплачивать франчайзеру за проведение маркетинговых компаний. По аналогии с роялти они могут устанавливаться в процентах с выручки или оборота либо быть фиксированными.
Договором франчайзинга могут быть предусмотрены и иные платежи в пользу франчайзера (например, за подбор персонала) или, напротив, отсутствовать роялти и рекламные взносы.

В чем плюсы франшизы?
Основным преимуществом использования франшизы является возможность для предпринимателя получить готовый бизнес «под ключ», поскольку при ее использовании не требуется с нуля разрабатывать бизнес-модель, искать поставщиков, оборудование и т.д. Кроме того, франчайзи получает поддержку от франчайзера, в рамках которой он может оказать консультацию по нюансам ведения бизнеса, а конкуренция на выбранной территории при этом будет минимальна, поскольку чаще всего франчайзер продает франшизу в рамках одного города/населенного пункта только одному франчайзи.

В чем ограничения франшизы?
Основным ограничением франшизы являются границы в деятельности, которые франчайзи ложен полностью соблюдать по условиям договора франчайзинга. В противном случае франчайзер имеет право на одностороннее расторжение договора. Также для покупки франшизы и запуска бизнеса нужны первоначальные инвестиции, ее не начнешь с нуля.37
Lyubov Malyutina
11:47
Что такое франчайзинг и франшиза?
2 минуты