Найти тему
18 подписчиков

Про злость


🚩1. Злиться – это норма. Не бывает людей, которые не злятся. Есть те, кто подавляет злость, не осознаёт ее, не понимает, что злится. Такой человек не может себя отстоять, боится конкуренции, из егает конфликтов

🚩 2. Злость – необходимое чувство, работающее на наше выживание. Без неё наша жизнь оказывается под угрозой. Злость нам нужна для защиты и продвижения себя.

🚩 3. Проблемы со злостью начинаются тогда, когда человек совсем не умеет её выражать или проявляет её неадекватными способами.

🚩 4. Подавленная злость переходит в нездоровую форму, она может стать причиной заболеваний, серьёзных проблем в общении и тяжелых внутриличностных конфликтов. Подавленная злость может перетечь в вспышки ярости, соматизацию (заболевания), суицид (злость на себя), зависимости, "случайные" неосознанные агрессивные действия.

🚩 5. Необходимо научиться самим и обучить детей выражать свою злость социально приемлемыми способами. У нас есть проблемы с проявлением злости. Мы думаем, что если начнём выражать свою злость, то всё разрушим, кого-то обидим, оскорбим или даже применим физическое насилие. В результате мы оказываемся перед дилеммой: «молчать и терпеть» или «всё разрушить»

🚩 6. Для этого нужно уметь различать злость как чувство и агрессивное поведение. Мы не можем держать под контролем чувство. От того, что мы скажем себе, что мы совершенно спокойны, злость не уйдёт. Но мы можем контролировать своё поведение и проявлять злость адекватными способами:

🚩7. Например: я-высказывания. Это неоскорбительная форма злости, которая помогает подобрать нужные слова в диалоге. Такая форма ещё помогает ответить себе на вопрос, что мы будем делать, если препятствие не исчезнет. Это очень полезное умение – иметь «план Б». А где, за таким высказыванием можно посмотреть, нет ли за злостью какого-то другого более глубокого чувства, например, страха, душевной боли, вины или стыда, которые и вызывают злость.

🚩 8. Цель не в выражении чувств, как многие нас путают! Типа выразил и всё. На самом деле. У любого чувства есть ЗАДАЧА. Задача злости – помочь нам себя защитить, отстоять свои границы, помочь нам справиться с препятствием. Это значит, что, выражая злость, мы делаем это не просто для её выражения, а мы обозначаем и защищаем свои границы. Хуже, когда люди гневаются, а границы сдают. А вот мягко и деликатно отстоять свои правила - это навык.

🍃 Пример 1: Если ребёнок кричит в магазине, требуя купить ему шоколадку, родители могут отказаться, накричать на него в ответ, а потом сдаться и купить шоколадку. Так они сдают свои границы, хотя при этом они активно выражали свою злость. С другой стороны, они могут мягко и ласково, но неотвратимо вынести малыша из магазина, усадить в машину и увезти, ничего не купив. В  этом случае они отстояли свои границы без криков и наказаний.

🍃 Пример 2:
Когда человек сталкивается с бюрократическим произволом, он может начать кричать и гневаться. Но это редко приводит к серьёзным результатам, потому что бюрократия живёт по  своим законам и крики там не имеют большого веса. В то же время опытный юрист пишет нужные бумаги в нужные инстанции и добивается своего. Он тоже испытывает гнев и мобилизуется, но свои усилия направляет на то, чтобы принять реалистичные меры и  имеет гораздо больше шансов.

✅ Обучаем детей

Детей необходимо обучать распознавать свою злость и другие чувства. Необходимо, чтобы близкий взрослый обозначал для ребёнка: – Ты злишься сейчас от того, что… Тогда постепенно ребёнок научается замечать свою злость. И после это нужно показать ему, как выражать злость адекватно. Это очень важная идея, поэтому повторю её. Для человека, который подавляет свои чувства, злости как бы нет. Он думает, что не злится.
3 минуты