309 подписчиков
Почему погиб Фома
Недавно пересмотрела легендарного «Вия» 1967 года (режиссеры К. Ершов и Г. Кропачев) и поняла, что сцена про Паночку, Фому и круг есть ни что иное, как наглядное пособие по тому, как не брать эмоции под контроль.
Взять эмоции под контроль или почему погиб Фома
Представим, что Фома – это условный клиент психолога. А Паночка – эмоции. Паночка колоритна, как и обширен список эмоций, переживаемых Фомой – клиентом. Там и страх – увидеть такое. Там и вина – ведь косвенно в смерти Паночки виноват Фома, и стыд – летал на ведьме, пил, будучи бурсаком. И многое другое.
И вот с этим прекрасным набором эмоций Фома- клиент встречается.
Фома читает молитвы по ночам. Чаще всего ночью или поздним вечером человек, наконец, остается сам с собой, предоставлен самому себе. И бессознательное прорывается в виде сновидений, смутных ощущений на уровне физического тела (боли).
Фома вынужден нести службу три ночи подряд. Фома-клиент рано или поздно также вынужден встретиться со своими эмоциями. Невозможно их бесконечно обесценивать, убегать от них, делать вид что их нет. Контроль там тоже есть, но не контроль эмоций, а контроль того, чтобы эти эмоции ни коим образом не выбрались наружу, не дали о себе знать, не царапали острыми иголочками. Но рано или поздно эмоции находят лазейку через других людей, другие ситуации. И чем дольше человек бежит от собственных эмоций, истинного себя, тем неожиданней будет встреча.
Что делает Фома? Он чертит круг вокруг себя, тем самым оставляя себе совсем мало пространства для самого себя. Зато Паночка (эмоции) получает доступ к огромному пространству внутренней вселенной Фомы – клиента, к самому Фоме. Гуляй – не хочу. И эмоции правят бал.
Паночка пугает Фому. И это уже не просто страх – это паника до седых волос.
Паночка свободно перемещается в пространстве. В психологическом пространстве Фомы – клиента эмоция занимает все свободные уголки, он полностью захвачен ей, подчинен ей. Его взгляд сфокусирован только на ней. Этакое туннельное мышление. Все, он в ловушке, выбраться из которой невозможно, потому что не он сейчас хозяин своих эмоций. Не Фома испытывает эмоции, а эмоции управляют Фомой. Круг, который должен был спасти Фому – клиента – его же и погубил.
А теперь представим, что наш Фома точно также встречается с Паночкой – эмоциями, но чертит круг не вокруг себя, а вокруг Паночки. И тогда уже Фома-клиент берет свои эмоции под контроль. Теперь не они правят им, а он может наблюдать за ними с разных сторон, не подавляя их, не убегая от них, а позволяя им проявляться в своем собственном пространстве, но под контролем самого Фомы – клиента.
Сколько сразу свободного личного пространства освобождается у Фомы – клиента. Он может передвигаться по всему внутреннему периметру, заглядывать в каждый уголок, изучать саму эмоцию с разных сторон, исследовать ее.
Финал фильма известен – Фома погиб.
Но в терапии происходит именно эта трансформация – переориентация фокуса внимания, исследование эмоции, продуктивное взаимодействие с ней и, по итогу, контроль над ней.
2 минуты
1 мая 2023