12,5 тыс подписчиков
Тонкости выхода в бытовой диалог при алалии важны чрезвычайно! Просто технически не возьмёшь диалог с урока и не применишь его в жизни. Кажется, вот появились первые предложения, неплохой пассивный словарь, да и активный накопили на занятиях. Пора поговорить с ребёнком просто так, о жизни. Согласна, пора. Но можно столкнуться с сильнейшим негативизмом, если не учесть важные моменты.
Уровень лексической насыщенности бытового диалога должен быть В РАЗЫ НИЖЕ, чем материал на занятии. Если на занятии звучат простые фразы, то диалог строится на уровне "да-нет", если дошли до первых рассказов, то можно поговорить, используя короткие фразы.
Не скажу, что планировать такие диалоги легко (а их нужно продумывать). Это живое общение, поэтому можно нечаянно уйти в сторону. Разберу свою ошибку при построении бытового диалога с Лавриком. На примере, как не надо, возможно будет понятнее родителям, чем объяснение правил. Начали мы по моему плану. Обсудили, что за странная вещь лежит на тумбочке. А дальше я переоценила свои возможности в понимании речи Лаврика. Мальчик как раз на этапе: говорит много, но непонятно! Это закономерный период развития речи на выходе из алалии. Длится он от 6 до 8 месяцев. Большая часть причин негативизма ребёнка кроется в том, что его не понимают. Я допустила ошибку и позволила Лаврику увести меня в тему, где я не смогу ему помочь, т. к. не знаю контекста ситуации. Не в курсе я, какие у него дома есть игры. Нужно было стойко держаться конкретики, а для этого следовало положить на тумбочку не один непонятный предмет, а несколько. Тогда мне удалось бы удержать внимание мальчика на время, достаточное для короткого диалога примерно на 1 минуту. У нас с Лавриком уже есть некоторые наработки по такому общению (мы беседуем перед началом занятия уже около месяца). Только поэтому он "простил" мне непонимание его слов и не ушёл в истерику. Но я сделала выводы и подобную ошибку не повторю, хотя не факт, что не совершу другую. Это "живые" диалоги, надо уметь увести ребёнка от негативизма, отыграть назад, на более лёгкую тематику или быстро свернуть беседу.
Итак, три важных правила выстраивания бытового диалога:
1. Самый простой лексический уровень из доступных ребёнку.
2. Тема, очерченная конкретной ситуацией "здесь и сейчас", с опорой на предметы около вас.
3. Диалогов не должно быть много. Побеседовали один раз в день и достаточно! Ребёнок сам начнёт предлагать диалоговые темы, когда почувствует уверенность в своих силах.
Параллельно с изучением речевых тем на занятиях, раз в неделю разыгрывайте с ребёнком сказочные сюжеты. На 1-м фото декорации к сказке "Колобок", которые сделала мама Ванечки, одного из моих учеников. Она приноровилась все сказки разыгрывать с помощью конструктора Лего. Помним, что диалоги в сказках - это отличный опыт общения для ребёнка.
В рамках подготовки к диалогам отлично работают стихи и песенки. На видео Женя поёт колыбельную песенку со сложной лексикой: Спят усталые игрушки, мишки спят. И т. д. Но вы что-нибудь поняли? Вот и я нет! Трудно пока Жене отслеживать так много слов сразу. Поэтому игровые диалоги у Жени с родителями на уровне короткой фразы. Вспомните его игру в прятки: "В ванной нет папы, под кроватью нет папы." Всё понятно и нет причин для конфликта. Диалог разыгран родителями без единой ошибки, на 5+!
2 минуты
30 апреля 2023
1017 читали