146 тыс подписчиков
В конце 50-х гг. XX века у границ Советского Союза активизировалась американская стратегическая авиация. Их самолёты с ядерными бомбами на борту через арктические районы шли в сторону границ СССР и лишь в последний момент поворачивали в обратную сторону.
Чтобы прекратить подобные "выходки" американцев, решились на эксперимент - попробовать посадить три дальних реактивных бомбардировщика Ту-16 на дрейфующую в районе Северного полюса льдину. Задание сложнейшее, поскольку никто в мире на таких широтах не сажал столь тяжёлые самолёты.
В случае удачи можно было использовать ледовые аэродромы для дозаправки таких самолётов, что обещало укрепление сдерживающего фактора для потенциального противника.
Руководителю экспедиции на станции "Северный полюс-6" пришёл приказ - срочно подготовить взлётно-посадочную полосу. Для столь тяжёлого самолёта она должна была быть абсолютно ровной. А здесь, как на всякой льдине, неровностей хватало. Чтобы ускорить процесс, один из полярников предложил пробурить во льду несколько отверстий и после замерзания получить ровный "каток", который засыпать снегом и утрамбовать. Это фатальное предложение было принято к действию.
26 апреля 1958 года в сторону СП-6 двинулись три Ту-16 под командованием прославленного военного лётчика, Героя Советского Союза, совершившего в годы войны 258 боевых вылетов в авиации дальнего действия - Антона Адамовича Алехновича. Он же первым повёл своё самолёт на посадку. Приземление прошло удачно. После этого Алехнович развернул самолёт и пошёл на взлёт. Неожиданно пробежав метров 500 50-тонная махина "ушла" влево на неутрамбованный снег и стоящий там Ли-2. Благодаря мастерству лётчика серьёзного столкновения и пожара избежать удалось, Ту-16 лишь слегка зацепил своей левой плоскостью небольшой самолёт. Двум другим бомбардировщикам разрешения на посадку не дали.
Разбирались недолго. Героя, кавалера семи боевых орденов, гвардии полковника Алехновича отправили в запас "по болезни".
После детального расследования выяснили, что колёса левой стойки шасси провалились в плохо замёрзшую после сверления дырки промоину. Отсюда пошёл импульс к развороту, подогнанный сильным боковым ветром.
Бомбардировщик восстанавливать не стали и сейчас его остатки покоятся где-то на глубине.
Эта попытка тогда стала уроком равно для наших и американских бомбардировщиков. Больше ни один из них на ледовые аэродромы не садился.
1 минута
17 апреля 2023
1923 читали