Найти тему
103 тыс подписчиков

Сотни лет основой внешней политики Китая была формула: "кто прибыл к нам со скромностью, того мы провожаем с щедростью". Китай никогда не придерживался принципа американского универсализма для распространения своих идейных ценностей по всему миру. С другой стороны, Китай никогда не снисходил до общения с другими странами на принципах равенства. Его чиновники контролировали действия варваров непосредственно у своего порога. Он стремился, чтобы такие страны, как Корея, Таиланд, Вьетнам, платили дань, а в ответ получали в качестве привилегий торговые права. Соседние страны, по мнению китайцев, получали выгоду от взаимодействия с Китаем и его цивилизацией. Как говорится в китайских официальных документах, иностранные послы прибывали к китайскому императору не для ведения переговоров, а потому что желали "преобразиться" под его культурным влиянием. Соответственно, в другие страны китайцы направляли не дипломатов, а "небесных посланников" двора Поднебесной империи.

В качестве империи Китай предлагал окружавшим народам принцип беспристрастности, если те принимали китайскую культуру и соблюдали ритуалы, означавшие подчинение императору. Соседи Китая в ходе всей его истории зачастую обладали лучшей мобильностью и лучшим вооружением. Манчжуры, монголы, уйгуры, тибетцы и др. кочевые народы могли безнаказанно проводить рейды через пространные границы Китая в его внутренние земледельческие районы. Организовывать ответные экспедиции Китай не мог, потому что не обладал значительными военными традициями. Китай никогда не мог завоевать всех своих соседей - его население состояло в основном из крестьян, привязанным к землям своих предков, а китайская элита разбиралась в конфуцианстве гораздо больше, чем в воинском искусстве. Как пишут историки: "...Вторжения варваров ... представляли постоянную угрозу для Китая. ... Любая варварская страна, способная обеспечить безопасность своих тылов и флангов от нападения другой варварской страны, могла безбоязненно вторгнуться в Китай". Великая китайская стена потому и была построена, чтобы эти вторжения остановить, хотя и она не была идеальным способом решения проблемы. Чаще всего китайцы старались действовать другими методами. "Предлагая торговые льготы и мастерски используя политическую арену, Китай терпеливо добивался от соседних народов признания его центральной роли, демонстрируя образ потрясающей величественности, чтобы потенциальным агрессором не могла даже закрасться в голову мысль проверить Китай на прочность. Его целью было не завоевать и не подминать под себя варваров, а "править [ими] на свободном поводке". В отношении тех же, кто не хотел подчиняться, Китай применял тактику их разделения, отлично "используя варваров против варваров". По словам крупного чиновника минской династии: ""Если племена разобщены между собой, они [остаются] слабыми и их легко держать в повиновении; если племена разделены, они чуждаются одно другого и легко подчиняются. Мы поощряем кого-либо [из их вождей] и позволяем им воевать между собой. Это является принципом [ведения] политики, гласящей: "внутренние войны между варварами благоприятны для Китая".
Итак, переходим к выводам. Если экстраполировать китайскую Поднебесной империи на сегодня, Китай не должен вести завоевательных войн, которые бы противоречили основным принципам китайской культуры. Собственно, пока мы и не видим попыток с его стороны завоевать целый мир. Есть, правда, желание вернуть в свое лоно Тайвань, но и тут китайцы действуют осторожно, хотя и демонстрируют военную мощь. Сила Китая в его экономической мощи. Так было и раньше. Надеюсь, останется и в будущем.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите отклики в комментариях. Ставьте лайки. Всегда с вами ИстПросвет.
Сотни лет основой внешней политики Китая была формула: "кто прибыл к нам со скромностью, того мы провожаем с щедростью".
3 минуты
787 читали