102,9 тыс подписчиков
Плеханов и Ленин впервые встретились в 1900 г. в Женеве и какое-то время работали вместе. Оба были личностями крупного масштаба, и потому отношения между ними сложились непростые. Ленин чтил Плеханова как первого русского марксиста, но считал его слишком осторожным и отставшим от времени книжным теоретиком. Плеханов признавал в Ленине большие способности, видел его организаторский талант, но в то же время полагал, что Ленин слишком торопит события и превращает марксизм в бег с препятствиями для достижения целей, время которых еще не пришло. В 1903 г. их дороги разошлись в том смысле, что Ленин основал фракцию "большевиков", а Плеханов примкнул к "меньшевикам" и стал одним из их лидеров.
Ленин в это время вынашивал планы создания невиданной еще в марксистской теории и практике партии подпольщиков-революционеров, построенной на принципах им же и придуманного "демократического централизма".
Эта "партия нового типа", по сути, должна была стать боевой организацией (между прочим, это "пережиток" народничества, с которым Ленин так жарко боролся на словах) и одновременно спасительным якорем для "заблудящего" пролетариата. Революционное движение в России в 1900-1902 гг. находилось в упадке, и Ленин испугался, что рабочие в силу их политической несознательности откажутся от борьбы с самодержавием и будут выдвигать одни только экономические требования. Партия нового типа, как назвал ее Ленин в работе 1902 г. "Что делать?...", должна была "перевернуть Россию".
Перевернуть - значит поставить с ног на голову, если кто не понимает. Но парадокс ленинского подхода не мог поместиться в головах более-менее начитанных марксистов, к которым относили себя меньшевики и сам Георгий Плеханов. В том-то и дело, что Маркс не предполагал никаких надуманных переворотов - в его теории смены общественно-экономических формаций их замена одной на другую происходила в результате естественного отживания предыдущей формации. Т.е. для свершения социалистической революции в России сначала должен был развиться капитализм, причем не только в городе, но и в деревне. Ничего похожего не было.
Ленин тоже это понимал, хотя и доказывал обратное в книге "Развитие капитализма в России". Поэтому он выдвинул еще одну оригинальную идею - доктрину "привнесения сознания", согласно которой учить уму-разуму промышленный пролетариат, склонный по своей сути к "тред-юнионизму", будет партия профессиональных революционеров, становящаяся таким образом его непререкаемым "авангардом".
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. История показала, что Ленин Марксу не ровня. Плеханов это понимал, но сделать ничего не мог. "Апрельские тезисы" Ленина (план подготовки социалистической революции) Георгий Валентинович публично назвал "бредом". Когда в России Октябрьская революция все же свершилась, Плеханов отнесся к ней крайне негативно. Всем известна его фраза, что "русская история еще не смолола той муки, из которой со временем будет испечен пшеничный пирог социализма". Менее известны его пророческие слова о том, что "русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну…", высказанные в газете "Единство" в октябре 1917 г. А так ведь оно и случилось. Поторопился Ильич со своим "привнесением сознания", ой, поторопился.
Если вы думаете иначе (а именно так многие и думают), немедленно пишите гневные комментарии. Но если здравый смысл еще не потерян, поддержите Плеханова лайком.
2 минуты
22 мая 2023
820 читали