9 подписчиков
42. Задворки гуманизма. Наркомания и потребление.
Следующей, неотмеченной Фукуямой, особенностью общества победившего либерализма является широкое распространение наркомании.
Выше уже отмечалось, что в организме человека, как и в любом другом, есть специальные органы, «центры удовольствия», которые на физиологическом уровне вызывают у организма «приятные» ощущения, если животное совершает «правильные» с точки зрения выживания организма и всего вида действия. Современная наука научилась искусственно стимулировать эти органы с помощью специальных химических веществ - наркотиков, вызывая у организма приятные ощущения либо непосредственно от использования наркотика, либо снимая неприятные ощущения от его длительного неиспользования, от «ломки».
Поскольку употребление наркотиков вызывает стойкое привыкание, а так же быструю деградацию как психики человека, так и его организма, все государства, в том числе и либерально-демократические, с этим повсеместно ведут борьбу. Однако в обществе, построенном на основе человекоцентристких гуманистических учений, в котором основной ценностью объявляются личные интересы человека, а главной целью — получение «личного удовольствия», эта борьба оказывается малоэффективной, поскольку противоположная сторона, так называемая «наркомафия», предлагает своим будущим потенциальным «клиентам» всё то же самое, но уже здесь и сейчас.
Более того, в последнее время в странах либеральной демократии стала наблюдаться заметная тенденция по легализации некоторых т.н. «лёгких» наркотиков, что однозначно свидетельствует о том, что наркомания в этих обществах в следствии сдвига баланса «личное-общественное» в сторону «личного» перестаёт считаться чем-то «плохим» с точки зрения общественной морали либеральных обществ.
Другой особенностью современных либерально-демократических государств, которую они, кстати, весьма успешно используют в борьбе со своими коммунистическими конкурентами, было создание и развитие общества потребления, так же основанное на использовании стремления человека к получению максимального личного удовольствия, в данном случае путём максимального потребления материальных благ, выбор которых определяется не столько реальными потребностями человека, сколько их «престижностью». На первый взгляд упор на «престижность» указывает сначала на Гегелевскую «жажду признания» или даже на «мегалотимию» как на первопричину этого явления, и только потом на смещение баланса в обществе в сторону личных интересов. Однако это только на первый взгляд. Реальные личные потребности человека всегда физически ограничены, и лишь перевод акцентов на престижность делает их безграничными. Вслед за ними безграничной становится и возможность получения личного удовольствия от потребления, что и является исходной целью.
Более того, без отсутствия в обществе действия отрицательных обратных связей высокого уровня, т.е. без отсутствия «общественного осуждения» этого стремления к безграничному личному потреблению, оно не смогло бы получить такого широкого распространения. Действительно, в условиях явной ограниченности в ресурсах как в масштабе всей планеты, так и в масштабах каждой конкретной страны, общество потребления не может являться долгосрочной перспективой развития человечества, и потому явно не отвечает ни необходимости в сохранении человека как биологического вида в масштабах планеты, ни интересам сохранения народа в масштабах "бесцельно" проедающей свои ресурсы страны, т.е. лежит вне "общественного блага".
Совместное рассмотрение этих трёх вышеописанных врождённых проблем гуманистических обществ (демографии, наркомании и развития общества потребления) позволяют увидеть ещё одну важную общую особенность этих обществ, знание которой весьма полезно для понимания особенностей их «развития», а если точнее — деградации.
Но об этом в следующем топике, так что как и ранее, продолжение следует.
3 минуты
13 апреля 2023