Найти тему

Итак, дамы и господа. Ад Данте. Двигаемся сниз вверх, а вовсе не как у Ботичелли. В первом посте были Лимб и Второй круг, теперь двигаемся к третьему, четвертому и пятому.

Третий круг! 3 Круг, какие-то равнины.
Страж – Цербер. Цербер это пёс с тремя головами, змеиным хвостом, бегающий и обгладывающий самых вкусных грешноватых. Наказание грешников, помимо весёлого песеля - гниение под ледяным дождём, градом и палящим солнцем. Кто без меры ел, будет сам съеден, а затем вымочен в воде и завялен как следует. У меня Цербер получился довольно милый, см. фрагмент 2. На самом деле Цербер, как личный пес Аида, выполняет вполне себе песьи сторожевые функции. Данте наделяет его антропоморфными чертами:
Трёхглавый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной.
Его глаза багровы, вздут живот,
Жир в чёрной бороде, когтисты руки;
Он мучит души, кожу с мясом рвёт.
А вообще больше всего он известен тем, что его в качестве 12-го подвига Геракл укротил и принес показать микенскому царю. Показал и увёл обратно в Аид.
В общем, третий круг - не про толстячков, а про чревоугодцев, то есть невоздержанных в еде.
В католическом богословии обжорство также является одним из семи главных грехов (грех против второй заповеди). Фома Аквинский относил к чревоугодию (gula) не всякое желание еды (appetitum), но лишь то, что несообразно с «порядком разума» (ordine rationis). Вместе с распутством и пьянством классифицируется как «плóтский грех» (лат. vitia carnalia).
В православной традиции обжорство вместе с пристрастием к утончённым вкусовым ощущениям является первой и коренной из восьми греховных страстей и носит название чревоугодия.
Преподобный Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях» разделял грех чревоугодия на две составляющие:
Гастримаргия (греч. чревобесие) — стремление человека просто наполнить своё чрево (желудок), не особенно уделяя внимание вкусу пищи.
Лемаргия (греч. гортанобесие) — стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от вкуса.
В православной аскетической практике считается, что всякая пища, съеденная сверх утоления голода, и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды, просто для удовольствия, есть чревоугодие.
В классификации семи смертных грехов немецкого инквизитора Питера Бинсфельда обжорство олицетворялось Вельзевулом.
Так что даже в христианстве правят разные трактовки тех, кого, собственно, надо держать на этом круге.
4 Круг, неясно, что за место, но сидят тут скупые и расточительные. Страж – Плутос, бог богатства в Древней Греции. Несмотря на важные функции, греки его застебали примерно также бессердечно, как и остальных своих богов, тролли голоногие. В комедии Аристофана «Плутос» бог изображён слепым старцем, неспособным к справедливому распределению богатства. Затем, исцелённый в храме Асклепия, Плутос даёт богатство беднякам, отнимая его у богатых, что приводит к комическим ситуациям, когда никто не хочет работать и боги нанимаются подёнщиками к разбогатевшему бедняку.
Наказание грешников на 4 круге - перетаскивание с места на место огромных тяжестей; души, столкнувшись друг с другом, вступают в яростный бой. Здесь наказание настолько странно сочетаются между собой, что основные страдания души испытывают, наверное, от когнитивного диссонанса. С другой стороны, я уверен, что прикольно выглядит толпа скупцов, выдающих люлей толпе транжир. Одни орут "Копейка рубль бережет!", другие - "Один раз живём!". Ну еще кто-то кричит что-то типа "Один Иксбет, ставки на спорт!", потому что этим-то нужны и жадные, и расточительные.

5 Круг, стигийское болото. Гордецы и гневливцы. Страж - Флегий. Наказание - Вечная драка в грязном болоте Стиксе, где дном служат тела скучающих. Как обычно у Данте, прилетает откуда не ждали. Заскучал – добро пожаловать на 5 круг Ада. Хотя здесь имеется в виду, конечно, не скука, а уныние. По словам Иоанна Лествичника, «уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив».
3 минуты