Найти тему
60,6 тыс подписчиков

«Модернисты», «Замужем за мафией», «Отпетые мошенники», «Друг моей подруги» и «Налево от лифта»:


«Алан Рудольф, каллиграф калифорнийского образца, яркое свидетельство чему и одна из его последних работ — фильм «Модернисты». Кит Каррадайн, Джон Лоун, Джеральдина Чаплин с изяществом разыгрывают эпизоды из жизни творческой богемы, столь похожей и столь не похожей на нынешнюю голливудскую толпу, которую советские зрители узнали по теледемонстрациям церемоний присуждения премий Американской киноакадемии.
В традиционном, безалаберно легком стиле решена пародия на один из ведущих жанров американского массового кино — гангстерский фильм — лента Джонатана Демми «Замужем за мафией». Режиссер дал возможность показать свое дарование звезде номер один современного Голливуда Мишель Пфайфер. Эта работа свидетельствует о том, что принцип периодических самоповторов может привести не только к кризису искусства, но и зачастую способствует оттачиванию мастерства.
Ну а рядом, как и водится, оказываются «Отпетые мошенники» — образец десятисортной американской продукции, которая продолжает неумолимое наступление на наши экраны.
Кинолидеры Западной Европы, боюсь, могут пройти у нас и вовсе незамеченными. Изящная притча Эрика Ромера «Друг моей подруги» — современный вариант средневековых моралите — иллюстрирует пословицу: друзья моих друзей — мои друзья. Эта история любовных кви-про-кво с неожиданным хэппи-эндом могла появиться только в стране Мариво и «Правил игры» Жана Ренуара, наследником которых можно считать и Ромера. Как и его «Зеленый луч» (Гран-при венецианского кинофестиваля и неожиданный гость наших экранов), «Друг моей подруги» рискует пройти мимо ожиданий всех — прокатчиков, директоров кинотеатров и зрителей, а между тем это, по сути, самая знаменитая картина обозреваемого репертуара.
По сравнению с ней все прочие французские фильмы, выпущенные на экраны в последнее время,— «Мой друг — предатель» Хозе Джованни. «Тандем» Патриса Леконта с блестящим актерским дуэтом Жана Рошфора и Жерара Жюньо, «Налево от лифта» ветерана Эдуарда Молинаро с вечным Пьером Ришаром, психологическая драма «Под принуждением» Сержа Леруа — лишь разные свидетельства кризиса этой некогда великой национальной киношколы.
Ну и под занавес нельзя не упомянуть многостороннюю межевропейскую копродукцию — фильм «Имя Розы» — экранизацию одноименного суперинтеллектуального романа итальянского семиолога Умберто Эко, профессионально поставленную Жан-Жаком Анно.
В качестве исторического курьеза не могу отказать себе в удовольствии процитировать официальную прокатную аннотацию к этой картине: «Действие происходит в 1327 году в уединенном монастыре на севере Италии. В фильме разоблачается мракобесие служителей церкви, не останавливающихся перед убийством ради защиты религиозных догматов».
Хотя фильм заметно уступает по культурологической насыщенности литературному первоисточнику, такая упрощенная его трактовка если что и иллюстрирует, то трагический разрыв отечественного самосознания, которое на взлете православного ренессанса интерпретирует западноевропейское свободомыслие исключительно в духе «Краткого курса» (Разлогов К. Стоит ли выпрямлять кривое зеркало // Советский экран. 1990. 11: 25).
«Модернисты», «Замужем за мафией», «Отпетые мошенники», «Друг моей подруги» и «Налево от лифта»:  «Алан Рудольф, каллиграф калифорнийского образца, яркое свидетельство чему и одна из его последних...
2 минуты