Найти тему
60 тыс подписчиков

«Роман с камнем» (США): так ли он прост?


«К фильму «Роман с камнем», поставленному режиссером Р. Земекисом, можно отнестись как к приключенческому боевику и не ломать по его поводу голову, более того, большинство так и поступит.
Однако этот фильм не так прост, как кажется.
Втянувшись в картину, замечаешь, что тут все как-то сдвинуто в сравнении с привычными приключенческими фильмами. Будто все мы где-то видели или читали. В этом — особенность нового американского кино, создаваемого режиссерами, которых условно можно назвать режиссерами поколения «бэби—бум» (родившимися в 1945 — 1959 гг.).
В 80-х годах этих людей, плавно влившихся в американский средний класс, начали называть «яппи» («yuppie» — аббревиатура от «young urban professional», то есть «молодые городские профессионалы»). Фонетическая игра «яппи» — «хиппи» весьма многозначительна. Яппи — это те, кто совсем молодым прошел через 1968 год, если не в первых рядах, то сочувствующими.
Известно, что судьбы участников молодежного движения сложились по-разному. Незначительная часть экстремистов («рай — здесь и немедленно!») ушла в терроризм и устрашила мир Основная масса вынуждена была просто жить.
Именно это имел в виду, расставаясь с хипповым идеализмом, экс-битл Джордж Харрисон, назвавший свой знаменитый тройной альбом «Жизнь в материальном мире».
Оказавшись — после того, как их контркультурные идеалы не воплотились в действительность, в идейно-эстетическом вакууме — американские кинематографисты обратились к мотивам ушедшей эпохи, заново анатомируя широко известные, почти архетипные кинофабулы, популярнейшие жанры.
Это и «фильм приключений» («Роман с камнем»), и «фильм ужасов» («Полтергейст» Тоба Хуппера), и «комедия нравов» («Поменяться местами» Джона Лэндиса), и «музыкальный фильм» («Улица в огне» Уолтера Хилла).
Естественно, что «тотальная постхипповая ирония» до неузнаваемости меняла изначальные посылки. В результате и появилось некое новое кинематографическое качество.
Вспомним к тому же, что игра формами, из которых как бы ушло жизненное содержание, вообще характерна для современного постмодернистского искусства.
В данном случае интересно, что эти принципы добрались-таки до цитадели коммерческого начала в искусстве — до Голливуда.
Родившийся в 1952 году, выпускник кинофакультета университета Южной Калифорнии Роберт (Боб) Земекис — один из ярчайших представителей голливудских «кинояппи». Несмотря на то, что Земекису покровительствовал сам Спилберг (Спилберг был продюсером его фильмов «Держать за руку» и «Подержанные автомобили», а также режиссером картины «1941», автором сценария которой был Земекис и его постоянный соавтор Боб Гейл), Земекис оказался в сложном положении — все говорили о его одаренности и перспективности, а финансового успеха не было.
Именно поэтому он ухватился за предложение уже популярного (а следовательно, имевшего деньги) актера и продюсера Майкла Дугласа снять «верняк» вне «системы» Спилберга. И Земекис выиграл — «Роман с камнем» оказался кассовым фильмом, и режиссер при этом не изменил своим творческим принципам.
Начало фильма — отправная точка, осколок того самого сюжета-архетипа, задающий систему координат и правила игры.
Нам показывают как бы экранизацию последнего романа героини фильма писательницы Джоан Уайлдер: красотке Энджелине удается прикончить негодяя ножом, извлеченным из подвязки (дело происходит на Дальнем Западе в середине прошлого века), потом появляются приятели негодяя, от которых ее спасает мужественный ковбой Джесс, увозящий Энджи в даль прерии...
Дальше начинается собственно фильм. Действие переносится как бы в реальность, где наша беллетристка, рыдая в пароксизме сопереживания, заканчивает свой опус.
На самом деле действие в реальность не переносится: просто поднимается еще один занавес и начинается другая игра, где игровой площадкой являются Северная и Южная Америки" (...) (Эшпай В. Яппи в ритме приключений // Советский экран. 1989. 15: 28). Полный текст этой статьи здесь: dzen.ru/...708
«Роман с камнем» (США): так ли он прост?  «К фильму «Роман с камнем», поставленному режиссером Р.
3 минуты