55,3 тыс подписчиков
Жан-Поль Бельмондо: интервью.
«Его творчество вызывает ожесточенные споры, а личность — столь же притягательна. сколь притягательны бессмертные герои Александра Дюма. Мушкетер французского кино — Жан-Поль Бельмондо. Кому не известно это имя?
И вот Бельмондо в Москве.
— Международную известность вам принес фильм «На последнем дыхании» одного из лидеров французской «новой волны» конца 50-х — Жана-Люка Годара. Как режиссеры «новой волны» работали с актерами?
— Актер получал полную свободу импровизации на съемочной площадке и вместе с тем точно следовал режиссерской концепции. Здесь не было противоречия, все строилось на доверии. Большое значение придавалось тексту, но тексту, лишенному литературной условности, максимально приближенному к жизни.
У Годара вообще отсутствовал сценарий. Историю он выдумывал каждое утро, и когда я после съемок возвращался домой, то говорил своей жене: «Все это великолепно и очень увлекательно, но вхолостую». Я был убежден, что этот фильм никогда не выйдет на экраны, и уж тем более не мог себе представить, что у него будет такой успех.
До встречи с Годаром я около десяти лет играл на театральной сцене, снимался в небольших ролях в кино, фильм Годара стал моей визитной карточкой в большой кинематограф, когда мне исполнилось 28 лет.
— Позже, однако, вы предпочли сниматься лишь в фильмах, имеющих прочную гарантию коммерческого успеха — исключающих элемент риска, эксперимента. Не возникало ли у вас ощущения, что в какой-то момент вы стали пленником этого успеха?
— Все, что я делал в кино, я делал с энтузиазмом, никогда ничего не делал по принуждению и поэтому никогда не чувствовал себя несвободным.
Я снялся в 70 фильмах и над каждым работал с удовольствием. Меня часто упрекали в том, что я размениваю свой драматический талант по пустякам, снимаясь в «трюковых» картинах. Но опять же меня к этому никто не принуждал. Мне действительно нравилось бежать по крыше несущегося поезда, парить на вертолете над Венецией — если бы я это не попробовал в кино, то в обычной жизни это вряд ли бы удалось. В тот день, когда мне перестало нравиться заниматься трюками, я прекратил это делать.
— В вашем последнем фильме «Баловень судьбы» Клода Лелуша мы увидели «нового» Бельмондо — не гангстера или полицейского, проделывающего головокружительные трюки, но человека, задумывающегося над смыслом прожитой жизни. Героя, лишенного внешней динамики, скорее рефлексирующего...
— Я всегда работал с режиссерами, которые были мне симпатичны как люди. Это, кстати, частичный ответ на предыдущий вопрос — ведь и мне порой приходилось ошибаться.
Что же касается Клода Лелуша, то с ним в моей профессиональной жизни связаны старые и самые добрые воспоминания. «Мужчина, который мне нравится» — так назывался наш первый фильм, снятый двадцать лет назад, где моей партнершей была Анни Жирардо. «Баловень судьбы» — в определенном смысле новый этап в моей творческой биографии» (Осипов А. Жан-Поль Бельмондо // Советский экран. 1989. 11: 16-17).
2 минуты
10 апреля 2023