Найти в Дзене
61,1 тыс подписчиков

«Секс, ложь и видео»: ретроспектива «клубничных» американских фильмов в Москве 1989 года:


«Психоаналитикам хорошо известны случаи, когда чувство страха парализует всякую способность к действию и приводит к тяжелым расстройствам, не только половым, но и психическим.
Чувство страха — с этим Американо-советская кино-инициатива (АСК) как организатор программы фильмов в рамках XVI Московского международного фестиваля столкнулась в первую очередь.
Страх был вызван одним словом — «секс» — и имел, конечно, глубокие психологические корни. «Секс в американском кино» — так должна была называться эта программа, представшая перед зрителем в обезличенной формулировке, но обеспечившая аншлаги.
Но боялись и наши партнеры — Международный кинофестиваль в Сан-Франциско и американские компании. Правда, они боялись не секса, а прокатных злоупотреблений, и страхи эти были более обоснованными.
Сегодня, когда все уже позади, программа показана тысячам советских зрителей, все это выглядит смехотворно. Подумать только, программу АСКа настойчиво рекомендовали вывести за рамки фестиваля, чтобы не ставить под угрозу его руководство!
А ведь, не будь этой ретроспективы, в составе американской делегации вообще не было бы творческих работников (по линии АСКа одних режиссеров было десять), а в программе фестиваля — двух крупнейших произведений последнего времени — «Невыносимой легкости бытия» Фила Кауфмана и призера последнего Каннского фестиваля — фильма «Секс, ложь и видео», не говоря уже о киноавангарде конца 60—70-х годов.
Впрочем, не было бы даже главной звезды — Доминик Санда, ее уговорила приехать журналистка Джоан Бак — гостья АСКа, поскольку официальный фестиваль ей в приглашении отказал...
Конечно, об этих и других фильмах программы можно судить по-разному. Одни их принимают, другие яростно критикуют. ...
Теперь о главном. Никакой революции в зрительском сознании программа АСКа не совершила. Жалоб на непристойность почти не было, если не считать показанной на открытии скандально знаменитой, но не очень внятной авангардистской ленты «Спайки», где молодая (в те годы, то есть в середине 60-х) режиссерша Кэроли Шнейман пыталась передать свои эротические метания.
Зато сильно чувствовалось разочарование, что в большинстве картин обещанной «клубнички» вовсе нет, или, во всяком случае, по откровенности она сильно уступает новейшим исканиям «Ленфильма», «Мосфильма» или Студии имени Горького.
Слух, что в Москве показывают сплошную порнографию, оказался, мягко говоря, сильно преувеличенным.
Демон-стрировались в основном серьезные ленты, размышляющие о превратностях биологической природы человека, а не только демонстрирующие ее прелести.
Особое значение мы и наши американские коллеги придавали программе короткометражных фильмов, предупреждающих об опасности СПИДа, в частности, картине Марка Хьюстеса «Чак Соломон: возмужание».
И все же сексуальная проблематика была в каждой картине, будь то страсть, сближающая двух совершенно разных женщин в «Сердцах пустыни» Донны Дейч, серия убийств, вызванных супружеской изменой в фильме «Проще простого», или даже во влечении к инопланетянам в детской сказке «Земные девушки доступны» Джулиана Темпла.
Правда, иные зрители и тут были шокированы. На одной из встреч Донне Дейч задали обвинительный вопрос: «Не считает ли она, что моральное разложение в современной Америке предвещает крушение цивилизации?»
На что последовал ответ: «В современной Америке действительно есть признаки морального разложения, но это никак не связано с сексуальной жизнью. Самый аморальный человек в США — Рональд Рейган — вообще не способен заниматься сексом».
И другое, уже неоднократно цитированное в прессе высказывание бравого консерватора середины 50-х годов из фильма Оби Бенца «Грубые ласки»: «Весь этот рок и моральное разложение в США привнесли коммунисты». Знакомые мотивы, не правда ли?" (...). (Разлогов К. Преодолеть свой страх // Советский экран. 1989. 14: 7). Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...83b
3 минуты
119 читали