Найти тему
55,3 тыс подписчиков

«Подсудимый [Кино]Эрот, встаньте!»:


«Предлагаем вашему вниманию любопытный документ под названием «Методические рекомендации к статье 228 УК РСФСР по проведению искусствоведческих экспертиз фото-кинотелепродукции». Этот документ разработан несколькими кандидатами искусствоведения, философских и медицинских наук, так что дело серьезное.
Прочитайте — и вы узнаете, какими критериями пользуется специальная комиссия, определяющая степень «порнографичности» фильмов, которые гуляют по стране на видеокассетах. Приводим не весь документ, а наиболее интересные отрывки.
«В мировой практике выработаны достаточно четкие критерии отличий художественного изображения интимных сторон жизни от порнографии. Важнейшие из этих принципов использует и советская критика, учитывающая требования марксистско-ленинской эстетики.
Главный критерий — с какой целью художник показывает нам то или иное явление жизни, пусть самое сокровенное. Как известно, классическая живопись, скульптура дали нам высокие образцы искусства, воспевающего жизнь, разум, красоту человеческих отношений — через показ обнаженного тела. Подчас показ, находящийся на грани эротики. Вспомним, например, работы Родена... Но художественная задача во всех этих случаях далека от желания вызвать в зрителе примитивные инстинкты. Хотя, конечно, легко допустить, что зритель, эстетически неразвитый, может увидеть в Венере Милосской или микеланджеловском Давиде нечто «неприличное».
Часто приходится сталкиваться, например, с людьми, которые выражают возмущение «порнографичностью»... балетных спектаклей Большого театра... В практической эстетике и тем более в юриспруденции необходимо руководствоваться не субъективными представлениями о «дозволенном» и «недозволенном», а четкими, научно сформулированными и обоснованными критериями.
Порнографический фильм предполагает прежде всего самодельное воспроизведение половых отношений — исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей, вне иной художественной задачи. При этом под словами «воспроизведение отношений» нужно понимать не изображение их актерскими средствами, а именно кинематографическую фиксацию реально происходящего полового акта во всех его физиологических подробностях.
Понимание этой границы чрезвычайно важно. Изображение полового акта актерскими средствами широко используется в искусстве, в том числе в советском... Практикуется изображение обнаженной натуры, мужской и женской,— вспомним советские фильмы «Ярославна, королева Франции», «Парад планет», «Детский сад», «Романс о влюбленных» и другие. Во всех этих случаях изображения обнаженной натуры или интимных отношений обусловлены художественной задачей и, разумеется, не носят характер порнографии.
Большинство экспертов справедливо считает, что эротические изображения половой жизни, подчиненные раскрытию характера персонажей и целям социального анализа человеческого бытия — при отражении не только биологических, но также психологических и социальных особенностей, — не относятся к порнографическим. Не относятся также к разряду порнографических фильмы, если они преследуют научные или иные профессиональные цели и демонстрируются в залах соответствующих учреждений для строго определенной аудитории.
 ...Следует отметить, что основными формальными и содержательными (кинематографическими) признаками, характеризующими порнографические фильмы, являются:
1.   Автоатрибуция — отнесение фильма его создателями или прокатчиками к категории «х» (порнопродукция).
2.   Анонимность создателей фильма, отсутствие списка исполнителей. Использование псевдонимов для обозначения исполнителей и режиссеров.
К содержательным признакам можно отнести самоценность показа сексуальных сцен вне какой- либо художественной задачи:
—   основное экранное время уделено показу в натуралистической форме совокупления;
—   отсутствие концепции фильма и художественных принципов его построения;
—   как правило, отсутствие сюжета, интриг, контекста" (...). (Подсудимый Эрот, встаньте! // Советский экран. 1989. 10: 15, 29). Окончание этого текста здесь: dzen.ru/...31e
«Подсудимый [Кино]Эрот, встаньте!
3 минуты
106 читали