Найти тему
60,1 тыс подписчиков

«Слишком красивая для тебя», «Невыносимая легкость бытия» и «Человек дождя»: будут ли эти фильмы смотреть через тридцать лет?


«Есть ведь и суровая практика будней, в полной мере продемонстрированная международным Московским. О ней и следует поговорить в первую очередь.
Вот что важно: за исключением некоторых дорогостоящих «хитов» современного американского проката, у нас почти все показали: все картины, удостоенные премии «Феликс» (европейского «Оскара») в 1988 году, главные фильмы последнего американского «Оскара», большинство лент, получивших награды на недавних фестивалях в Западном Берлине и в Канне.
Никогда такого не было, чтобы современное мировое кино, пусть с некоторыми исключениями, предстало перед зрителями в лучших и характерных своих образцах, увенчанных лаврами и расхваленных критиками, кино традиционное и авангардное, опирающееся на хорошо отработанные сюжетные схемы и пытающееся прорваться к чистой визуальности, кино для всех, кино для избранных.
Смотреть бы и радоваться. Но радости нет, и праздника, к сожалению, нет.
А коли есть фильмы и нет праздника, то, может быть, не стоит во всем винить организаторов (фестиваля?
Двенадцать дней подряд мы смотрели усталый кинематограф. Иногда любопытный, порой изысканный, в редких случаях — талантливый.
Усталость от прожитой жизни и усталость жизни начинающейся странно подыгрывали друг другу, весело переплетались, перебрасывались ехидными репликами.
«Слишком красивая для тебя» (специальная премия последнего Каннского фестиваля) — словесные поединки, эротические забавы, женская настойчивость и мужское бессилие. Ироническая самопародия пятидесятилетнего француза Бертрана Блие.
«Секс, ложь и видео» (Гран-при того же фестиваля) — мужское бессилие и женская настойчивость, эротические забавы, словесные поединки. Трогательное самолюбование молодого американца Стивена Содерберга.
«Сплендор» (конкурсный показ последнего Каннского фестиваля) маститого итальянца Этторе Сколы — плач, иногда прерываемый смехом, над великим кинематографом прошлого.
«Похитители мыла» (главный приз Московского фестиваля) молодого соотечественника Сколы Маурицио Никетти — смех, иногда прерываемый плачем, над великим кинематографом прошлого.
«Пелле-завоеватель» («Оскар» за лучший зарубежный фильм 1988 года) датчанина Билле Аугуста — большая романная форма, тяжелая конструкция, напряженная режиссура, едва удерживающая в руках разваливающийся материал.
«Последний император» («Оскар» за лучший фильм 1987 года) итальянца Бернардо Бертолуччи — громоздкая романная форма, напряженная конструкция, тяжелая режиссура, на пределе возможности удерживающая в руках разваливающийся материал.
И вновь убеждаешься, как опасно составлять мнение о картине по услышанному, не видя ее.
Вспоминаю недавние восторги нашей критики, обращенные к победителю Западно- берлинского фестиваля 1989 года «Человеку дождя» американца Бэрри Левинсона, но, посмотрев ленту, опускаю руки, изначально готовые к бурным аплодисментам.
Передо мной более чем традиционное кино, достаточно условное, чрезмерно театрализованное, фабульно однообразное, и даже блистательный актер Дастин Хоффман показался мне на этот раз лишь лицедеем, виртуозно разыгрывающим этюды на заданную тему и стремящимся к техническому совершенству, не подкрепленному внутренней одержимостью. Чувствуется, он тоже устал.
Сколько приятных слов можно было прочитать в зарубежной прессе в связи с черной комедией англичанина Питера Гринауэя «Отсчет утопленников»! И поначалу ее действительно глядишь с удовольствием. А затем выползают на экран такая скука, такое самодовольство, такая распущенная литературщина, что даже отдельные удачные находки не хочется относить к заметным достоинствам.
Полагаю, что англичанин Кен Рассел (год рождения — 1927-й) имеет право снимать эротические эпизоды в фильме «Радуга» методом стариковского подглядывания с нажимом и едва сдерживаемым удовольствием" (...). (Дмитриев В. Режиссеры устали // Советский экран. 1989. 14: 10-11). Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...d79
«Слишком красивая для тебя», «Невыносимая легкость бытия» и «Человек дождя»: будут ли эти фильмы смотреть через тридцать лет?
3 минуты
119 читали