2 подписчика
Профориентация, карьерное консультирование, карьерная навигация?..
В последнее время в научной литературе в разных формулировках говорят о том, что термин «профориентация» не отражает сущность этого явления на современном этапе развития общества и экономики. Мы бы уточнили, что под «профориентацией» зачастую понимается разное.
Это характерно и для мирового контекста, где отмечается диверсификация понятий и терминов в этой сфере, о чем пишет, например, авторский коллектив Высшей школы экономики.
Порой складывается впечатление, что в мировой практике карьерного консультирования для каждой дефиниции придумывается отдельный термин. Репрезентативный пример - близкие по смыслы термины: “career resilience” & “career adaptability”.
В этом смысле в России тоже наблюдаются некоторые подвижки – в дискурс исследований, посвящённых вопросам профориентации, активно входят калькированные термины «карьерное обучение» (“career education”) и «карьерное конструирование» (“career construction counselling”), которые рассматриваются как альтернатива профориентационным концепциям «человек – профессия». См. об этом, например, вот в этом видео.
На наш взгляд, разработке терминологического аппарата должна предшествовать концептуализация понятия «профориентация».
Основательный подход к такой концептуализации представлен в частности в последней статье И.С.Сергеева, в которой автор выделяет три профориентационные парадигмы:
▪️ Консультативная;
▪️ Образовательная;
▪️ Воздействующая.
Концептуально предложенная И.С. Сергеевым систематизация, проведенная на отечественном материале, совпадает с классификацией, предложенной нами в одной из статей на основе анализа зарубежного опыта и упакованная в схему, которую мы уже публиковали в телеграмм-канале (но для удобства читателей продублируем).
Появление концептуальных работ ведущих вузов, Вышки и РАНХиГС, позволяет констатировать, что вместе с возросшим интересом к профориентации со стороны государства, реального сектора экономики, семей, педагогического сообщества, предпринимателей и практиков растет и необходимость осмысления этого явления со стороны научного сообщества.
В общем, тема в тренде во всех смыслах.
На сегодняшний день очевидно, что, говоря о профориентации, необходимо вводить дополнительные дефиниции, чтобы понимать, в рамках какой модели мы работаем.
Модели, концепции или парадигмы? – об этом еще предстоит договориться…
#исследования
1 минута
9 апреля 2023