Найти в Дзене
32,8 тыс подписчиков

В середине марта Саудовская Аравия объявила, что готова продавать нефть Китаю за юани, что положит конец давней традиции саудитов вести все расчеты в долларах. А спустя неделю, тоже в марте, Китай и Бразилия объявили об отказе от доллара в двусторонних торговых отношениях. Примерно в то же время в Индонезии встретились министры финансов стран АСЕАН (ассоциации государств Юго-Восточной Азии), на заседании обсуждалась чрезмерная зависимость от доллара и необходимость перехода на национальные валюты в международных операциях. Кроме того, буквально на днях Франция заключила свою первую сделку по покупке «китайского» природного газа (на самом деле это наш российский газ, который китайцы перепродают с наценкой), и расплатилась юанями.


Само собой, такое положение дел беспокоит американцев. В интервью каналу Fox News сенатор Марко Рубио выразил обеспокоенность тем, что Америка «не будет говорить о санкциях через пять лет… потому что у нас не будет возможности применять санкции». Китайцы, по его словам, сейчас находятся в процессе создания «вторичной экономики» по всему миру — экономики, независимой от доллара и Вашингтона.

Будущее доллара как мировой резервной валюты все чаще начали ставить под вопрос. Текущая модель сложилась в конце 1970-х годов и фактически пришла на смену Бреттон-Вудскому соглашению, действовавшему в 1944-1976 годах. Именно Бреттон-Вудская система фактически сделала доллар США мировой валютой, а обменные курсы были привязаны к стоимости доллара, обеспеченного золотыми резервами. Но в 1971 году президент Ричард Никсон приостановил конвертацию доллара в золото. С тех пор доллар фактически не обеспечен ничем.

Опасность для глобального господства США заключается не в том, что Китай разработает свою систему расчетов, которая будет лучше нынешней, а в том, что мировой спрос на доллары — по какой-то причине — упадет ниже уровня, при котором Соединенные Штаты смогут выдержать свое огромное долговое бремя. Сегодня Америка экспортирует бумажные деньги и импортирует антибиотики, сталь и микрочипы. Без мирового спроса на эти бумажные деньги экономика США — и американская империя — остановится. В конечном итоге от падения доллара пострадает весь глобальный Запад.

Такая неблагоприятная тенденция в перспективе может сделать США еще более агрессивными, причем – на новом политическом театра, в Азии. Империи, как и банки, — это машины, работающие на доверии. Если слишком много стран потеряют веру в американскую мощь, то кризис, маячащий на горизонте, быстро материализуется. В этом смысле остров Тайвань важен не потому, что он производит много микрочипов. Учитывая, что США не мешают Китаю контролировать большую часть мировой торговли антибиотиками и существенную часть мировой добычи и переработки редкоземельных элементов, Запад может не волноваться о микрочипах и пилюльках, они никуда не денутся. Скорее, Тайвань имеет значение, потому что Соединенные Штаты решили вложить так много своего имперского престижа в сохранение независимости острова от Китая.

В середине XX века Суэцкий кризис окончательно подорвал всякое доверие к Британской империи. Одержав формальную военную победу, британцы и французы вчистую проиграли Египту на политическом поле. Британский премьер Энтони Иден ушел в отставку, а сама Великобритания утратила статус мировой державы. Если Соединенные Штаты начнут борьбу за Тайвань, а затем не смогут победить, это подорвет их авторитет даже среди стран НАТО, не говоря уже о «третьем мире». Это, в свою очередь, обрушит спрос на доллар и пузырь американской экономики может неиронично лопнуть.

Подпишись на канал и узнай больше!
2 минуты