5658 подписчиков
Девочки, мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Екатерина Вторая, например, знала сложение и вычитание, а умножение и деление — уже нет.
Чтобы не было стыдно перед европейцами, Пётр Первый издал указ о том, что дворяне не могут жениться неграмотными. Брачный возраст в те времена был ранним, поэтому пришлось учить грамоту, чтобы не засидеться в бобылях. Указы Петра распространялись и на дворянок — медленно, со скрипом, но именно в петровские времена началась женская эмансипация.
Грамоте дворяне учились буквально понемногу: простейшей арифметике, письму, французскому языку и отечественной истории. Французский был весьма условным: французы переводят с русского французского на настоящий французский оригинальные страницы «Войны и мира», потому что Лев Николаевич Толстой, как и все его современники, французский изучал стихийно, без методики, писал не особо грамотно; а общалось между собой высшее общество так вообще на разных диалектах, потому что откуда беглый гувернёр приехал, тому локальному говору дворян и обучил.
Сегодня в рубрике #Учёныепосубботам доктор исторических наук Вера Михайловна Бокова расскажет о быте, культуре и образовании столичного дворянства в 18 веке: что привело Екатерину Романовну Дашкову на такие высокие государственные должности, почему Карамзин писал «Историю государства Российского» втайне от высшего света и о чём переписывался граф Иван Иванович Шувалов с Вольтером.
1 минута
8 апреля 2023
657 читали