Найти в Дзене
61,1 тыс подписчиков

«Веселенькое воскресенье» (Франция): пародия на детективы?


«Когда режиссер Франсуа Трюффо приступил к съемкам фильма «Веселенькое воскресенье», он, конечно, не мог предполагать, что это его последняя работа. В 52 года он не собирался подводить итоги. Наоборот, думал (и сказал об этом в одном из интервью), что вступает в самый плодотворный период жизни и намеревается в течение ближайших десяти лет ставить не менее чем по фильму в год.
Все. чего хотел Ф. Трюффо, снимая «Веселенькое воскресенье», — доставить удовольствие себе и всем любителям детективного жанра. Однако случилось так, что этим непритязательным фильмом завершилось творчество ныне покойного мастера.
А потому, прежде чем говорить о фильме, скажем несколько слов о самом режиссере.
Лучшие фильмы Трюффо, взятые в их совокупности, рисуют правдивую картину Франции последних трех десятилетий, картину, проникнутую сочувствием к простому человеку и критическим отношением к буржуазной действительности. Художник чувствовал, как в окружающем его обществе рвутся внутренние, органические связи между людьми. Остаются связи внешние, принудительные.
В его первом полнометражном фильме «400 ударов»» (он был на наших экранах) разобщенность маленького Антуана Дуанеля с миром взрослых выступает как главный источник драмы. Тема детства будет и далее занимать важное место в творчестве режиссера. Буржуазное общество, по мысли Трюффо, сковывает и калечит здоровую натуру ребенка. Из картины в картину любимые герои режиссера будут взрослеть, но в глубине души останутся детьми. Иначе говоря, сохранят искренность и чистоту. …
Как художник, Трюффо вновь и вновь выступал в защиту духовности, поэзии культуры. Он понимал, что без них люди неизбежно превратятся в бездушных роботов, одержимых манией разрушения.
Эту мысль режиссер вслед за Рэем Брэдбери воплотил в фильме «451 по Фаренгейту» — экранизации известного социально-фантастического романа американского писателя. В фильме, как и в романе, действие происходит в некоем умопостигаемом будущем, в условиях фашистского строя, когда хранение и чтение книг стало рассматриваться как тягчайшее преступление. Специальные команды разыскивают и сжигают последние книги, зачастую вместе с их владельцами. Но герои фильма, противостоящие новому варварству, заучивают наизусть великие произведения человеческого гения и тем сохраняют их от гибели. Эти люди, в которых горит огонь свободной мысли, находят и поддерживают друг друга, выбиваясь из одиночества и изоляции. Для создания тревожной, полной неуверенности и скрытых угроз атмосферы Трюффо широко использовал приемы детективного фильма.
В «Веселеньком воскресенье» режиссер поставил перед собой иные задачи. Атмосфера страха здесь не столько нагнетается, сколько пародируется и «снимается». Делается это очень тонко. Трюффо предполагает. что его зритель — знаток и ценитель избранного жанра. И не просто детектива, а детектива 30—40-х годов, с его черно-белой  палитрой, сдержанностью внешних средств и тончайшим кружевом интриги.
 Но, где тонко, там и рвется! Ирония Трюффо в «Веселеньком воскресенье» проявляется в том, что, нанизывая бесконечные сюжетные мотивировки, он их в конце концов обесценивает и получает полную свободу рук.
 Тот персонаж, против которого направлены все улики, конечно же, невиновен. А кто же преступник? ...
Однако только очень наивный зритель сможет поверить, будто раскрытие виновного происходит с железной логикой развития действия. Неожиданные перипетии действия здесь совершенно произвольны, но их произвольность ловко закамуфлирована.
То же самое и с кинематографическими приемами. Надо показать действие, совершаемое таинственным «некто»? Пожалуйста: мы видим в кадре только руки или ноги персонажа, а лица не видим — и задача решена. Или: персонаж удаляется из кадра и тут же возвращается на экран с ножом, торчащим между лопатками. Надо обострись драматическую ситуацию? Режиссер прерывает сцену в самый напряженный момент, чтобы вернуться к ней лишь какое-то время спустя" (...). (Божович В. Уроки Франсуа Трюффо // Советский экран. 1986. 16: 10). Окончание здесь: dzen.ru/...a66
«Веселенькое воскресенье» (Франция): пародия на детективы?
3 минуты