ПОЧЕМУ МОДЕЛЬ STARBUCKS ОКАЗАЛАСЬ НЕЖИЗНЕСПОСОБНОЙ В РОССИИ
#открывашка_клиент
Почему Starbucks ушел из России? Есть, конечно, серьезная официальная причина. А как тебе новость о том, что прибыль компании перед уходом составляла меньше 4%. И это для кофейни, которая занимает около 50% мирового рынка кофе (компания работает почти в 80 странах мира), а в США ее доля доходит до 65%.
УСПЕХ НЕ В КОФЕ
По сути Starbucks был создателем индустрии кофеен с моделью потребления кофе вне дома. Люди платят Starbucks совсем не за кофе – они платят за кофе в Starbucks.
▪️Starbucks сделал кофе символом производительности и утонченности, модного и современного образа жизни.
▪️В основе обслуживания – доброжелательность и обращение к каждому по имени.
▪️Особое внимание – к атмосфере. Для кофеен выбираются лучшие локации с удобным и атмосферным помещением, где классно работать, вести переговоры, строить планы с одним или двумя партнерами и время от времени покупать кондитерские изделия, когда чувствуешь голод.
Звучит здорово, пока речь не заходит о выручке.
ПОЧЕМУ ЗВЕЗДНАЯ МОДЕЛЬ НЕ ЗАШЛА В РОССИИ
Есть мнение, что модель Starbucks не учла специфику потребителей в разных странах. В Америке для построения бизнес-модели проводились исследования, которые позволили сделать выводы о том, почему американцам нужен именно такой формат.
В России и еще ряде стран эта модель оказалась менее успешной. И если до пандемии еще показывала стабильный плюс, то с 2020 года значительно просела.
В ЧЕМ РАЗНИЦА?
▪️Мы иначе выстраиваем социальные связи.
Мы меньше заинтересованы в том, чтобы наше имя знали окружающие, мы более семейные и более закрытые в плане новых социальных контактов.
▪️В России более развита культура проводить время в компании.
В то время как у Starbucks небольшие столики, за которыми могут разместиться только 2-3 человека. Да, в России есть подобные модели мини-кафе и кофеен, но их помещение обустроено так, что люди не засиживаются и трафик проходит намного быстрее. Starbucks сделал ставку на комфорт и нетворкинг, в итоге люди в кофейне могут подолгу сидеть и ничего не заказывать.
▪️Другие условия аренды.
В Америке Starbucks – это сильный бренд. Благодаря этому кофейня может арендовать помещение всего за 1$ в год. В России совсем другое отношение к бренду: топовые локации достаются компании на общих условиях, а закрыть арендную ставку можно за счет трафика, которого, как мы помним из п.2, недостаточно.
За 50 лет кофейни Starbucks распространились по всему миру, показывая стабильный рост по 10% в год. Пандемия внесла свои коррективы. И теперь Starbucks освобождает место для других игроков.
Однако уход мирового супер лидера с Российского рынка еще не приговор кофейням и рынку кофе. Тем более что на остальные компоненты бизнес-модели Starbucks запрос остался и рынок кофе будет расти.
2 минуты
8 апреля 2023