Найти тему
113 подписчиков

Я вчера впервые в жизни прочла повесть-притчу Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Интересно, люди видят в ней свободу и возможность достичь любых высот, а я - одиночество исследователя и ужас жизни без семьи. Я даже посмотрела биографию автора, у него было шестеро детей, с матерью которых он расстался, и вроде бы не выказывал большого желания общаться. По крайней мере, так пишут биографы. Зато он наполнил свои книги такими подробными описаниями действий пилота истребителя, что по ним можно в летных школах заниматься.


В притче Джонатан жертвует семьей ради достижения истины, потом возвращается учить этой истине других. Мне он напоминает учителей, которые заменяют семью своими учениками, учат их и оказывают на них огромное влияние. Многие из них великие учителя и педагоги. Такое воспитание, как у Стругацких в светлом коммунистическом мире Полудня, "а ребенку не нужен хороший отец. Ему нужен хороший учитель." Макаренко эту идею воплощал, и даже с успехом, но у него были дети уже оставшиеся без родителей, им только учителя и могли их заменить.

Я думаю, ребенку нужны в первую очередь родители, хорошие или какие есть. И это не исключает того, что и хорошие учителя у него будут тоже и многое ему дадут. Но и в учебе, когда я чем-то занимаюсь вместе с ребенком, это наполняет жизнь нас обоих, мою так точно. И так классно, когда взрослый уже сын приходит ко мне с просьбой помочь ему выучить формулы аминокислот, о которых я не имею ни малейшего представления и читаю названия по слогам. И приносит бумажки, на которых с одной стороны названия этих самых аминокислот, а с другой картинки с их формулами, и я вспоминаю, как мы с ним когда-то таблицу умножения по таким бумажкам учили. И, конечно, не я его учила биохимии, но я и к этой стороне его жизни немного причастна :)

Я могла бы сделать олимпиадный кружок или просто групповые занятия, но когда я придумывала свой родительский клуб, я в первую очередь думала о родителях, детях и их отношениях. Когда они вместе решают задачи, или ребенок решает, а родитель находится рядом, дает эти задачи и немного включен в процесс, это общее дело, оно объединяет. И неважно, насколько родитель знает математику (или биохимию)!
1 минута